Исследование влияния проблемной ситуации на активизацию мыслительной деятельности учащихся

Педагогика » Проблемная ситуация мыслительной деятельности учащихся » Исследование влияния проблемной ситуации на активизацию мыслительной деятельности учащихся

Страница 3

Анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования, выводы

Таким образом, во всех случаях произошло существенное (на 1-2 человека) увеличение количества учащихся с высоким уровнем мыслительной деятельности, а в случае второй методики также уменьшилось количество учащихся с низким уровнем мыслительной деятельности, что доказывает, что в процессе использования проблемных ситуаций мыслительная деятельность учащихся активизировалась.

Таким образом, активизация учебной деятельности - совокупность мер, предпринимаемых с целью ее интенсификации и повышения эффективности. Осуществляется по трем направлениям: а) педагогическое - использование форм и методов обучения, стимулирующих познавательные интересы; б) социально-психологическое - организация межличностного общения в учебной группе, способствующего состязательности и взаимообучению ее членов, поощрение индивидуальных достижений со стороны педагога и группы; в) социально-экономическое - повышение личной социальной экономической заинтересованности в более высоких результатах учебной деятельности

Условиями успешного применения приемов и способов активизации являются:

а) максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся,

б) ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся,

в) эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.

Анализ проблемной ситуации - важный этап самостоятельной познавательной деятельности. На этом этапе определяется то, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, характер неизвестного и его отношение к данному, известному. Все это позволяет сформулировать проблему и представить ее в виде цепочки проблемных задач (или одной задачи). Проблемная задача отличается от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что следует определить. Правильная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это очень весомый вклад в решение проблемы. Недаром говорят: "Правильно сформулировать проблему - значит наполовину ее решить". Далее необходимо последовательно работать с каждой проблемной задачей отдельно. Выдвигаются предположения и догадки о возможном решении проблемной задачи. Из большого, как правило, количества догадок и предположений выдвигаются несколько гипотез, т.е. достаточно обоснованных предположений. Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез. Проверка правильности решения проблемы включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад и еще раз посмотреть, нет ли других более четких и ясных формулировок проблемы, более рациональных способов ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предположений и гипотез. Все это позволяет не только проверить правильность решения конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучаемого. Нами был проведен эксперимент по изучению активизации мыслительной деятельности учащихся при использовании проблемных ситуаций на уроках физики. При контрольном эксперименте во всех случаях произошло существенное (на 1-2 человека) увеличение количества учащихся с высоким уровнем мыслительной деятельности, а в случае второй методики также уменьшилось количество учащихся с низким уровнем мыслительной деятельности, что доказывает, что в процессе использования проблемных ситуаций мыслительная деятельность учащихся активизировалась.

Страницы: 1 2 3 

Информация по теме:

Методика применения отдельных игровых педагогических технологий на занятиях по изобразительному искусству в школе
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, фа ...

Методики организации деловой игры при обучении экономике
Геронимус Ю.В. считает, что деловая игра проходит следующие этапы: 1. Перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. 2. Несложная вступительная ролевая игра. Ее цель – активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы ...

Методические разработки по изучению "Web конструирования" в школьном курсе информатики и ИКТ
Одна из задач школы - содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - искать необходимую информацию в доступных источниках, анализ ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru