Особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая

Педагогика » Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая » Особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая

Страница 27

Недостаток фактического материала пока не позволяет установить где и когда у русских появился такой популярный не только в Сибири, но и в Европейской России убор, как малахай. Четырехлопастные меховые шапки-малахаи в прошлом бытовали у казахов, алтайцев, татар, монголов и прочих народов, в костюме которых они имели глубокие традиции. Столь широкий ареал распространения такого убора, несомненно, свидетельствует о его большой практичности, удачном соответствии конструкции, используемых материалов назначению. Этнограф Л.Л. Викторова считает, что русский термин "малахай" является заимствованием из монгольских языков (от монгольского "малгай").

Рациональный подход сибирского крестьянства к подбору одежды способствовал появлению и других форм головных уборов, которые хорошо соответствовали природным условиям. Таковыми были меховые шапки с длинными, обвязывавшимися вокруг шеи, ушами (ушанки), которые в пургу, метель хорошо защищали не только голову, но и грудь, шею. Такие ушанки, сшитые из овчины, каракуля, а также телячьих, медвежьих, заячьих, бобровых, волчьих мехов, носили в холодное время и мужчины, и женщины. Крестьяне, занимавшиеся охотой, обязательно делали себе особо теплые лисьи шапки. Отправляясь в дальнюю дорогу, поверх меховых уборов обыкновенно накидывали суконные башлыки-капюшоны с длинными ушами, которыми, как и в меховых шапках, заматывали и завязывали шею. Шапки-ушанки из-за высокой функциональности, практичности быстро усваивали и вновь прибывавшие российские переселенцы. Меховые и суконные ушанки бытовали в XIX в. и у иных групп русских, например, северо-восточных районов России, где такие уборы назывались долгоушками. Были они известны и у народов, живших в сходных климатических и географических условиях (например, манси и т.д.), т.е. там, где имелась необходимость прятать лицо от холодного ветра или, при резкой смене температуры, сбрасывать шапку с головы, закрепляя ее ушами на шее.

Большим своеобразием во второй половине XIX в. отличались зимние шапки части чалдонов, "поляков", кержаков, а именно те из них, которые напоминали польские конфедератки.

В первом десятилетии XX в. зимние шапки-конфедератки уже, практически, вышли из употребления. Такие, четырех угольные, шапки отмечены на прежней территории обитания "поляков" - в Белоруссии, откуда, вероятно, они и были завезены ими на Алтай. Примечательно, что аналогичного же вида шапки бытовали и у русских по р. Туда Тверской губернии - местности, называемой в народе "Польшей". Сравнительно позднее распространение этих шапки имели в тех районах России, где население занималось извозом (Ярославской, Архангельской, Тверской губерниях).

В начале XX в., как праздничные уборы, в приобских селах бытовали кубанки и папахи - цилиндрообразные по форме с высокими околышами из мерлушек или шкурок бобров. При этом донышки кубанок далались из сукна, а папах - из того же меха, что и околыш. Распространение на Алтае папах и кубанок из черных, белых, рыжих мерлушек и прочих мехов было, вероятно, связано с влиянием сибирского казачества, у которых такие уборы бытовали ранее.

В народном костюме воплощены представления многих поколений о красоте, гармонии, целесообразности. Здесь веками, как в природе, отбирались, отшлифовывались формы, покрои, декоративные элементы. История не прерывается, каждая новая ее страница неизменно связана с другой – из прошлого и из будущего. Костюм как часть материальной культуры этноса, красноречивым и понятным языком рассказывает о народе, создавшем его.

Страницы: 22 23 24 25 26 27 28

Информация по теме:

Проблемно-поисковые методы обучения
Отличительной чертой проблемно-поисковых методов является постановка перед обучающимися вопроса (проблемы), на который они самостоятельно ищут ответ, как бы сами создают новые знания, "делают открытия", формулируют теоретические выводы. Проблемно-поисковые методы требуют активной мыслител ...

Казахские пословицы о трудолюбии
Богатство джигита – труд. Без птиц озеро сирота, без людей земля сирота. Без тяжелого легкого нет, без труда жизни нет. Волка ноги кормят, чабана – его палка. Верблюд под вьюком старится. В кусочке хлеба – капля пота. Где земля богата, там и народ богат. Дело покоряется тому, кто его любит. До пота ...

О составлении опорных сигналов при обобщении знаний
Одна из актуальных задач обучения — вовек рациональных путей обобщения учебного материала. Обобщение позволяет выделить главное во все увеличивающемся потоке информации, способствует систематизации знаний, развитию мыслительной деятельности учащихся. Опорный сигнал — это образный план излагаемого м ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru