Особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая

Педагогика » Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая » Особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая

Страница 23

В этнографической литературе уже высказывалось мнение об отсутствии более или менее стройной типологии штанов, для характеристики которых еще используются такие относительные признаки как "узкие", "широкие" и т.д. По указанной причине автор при разработке типологии счел нужным руководствоваться не подобными характеристиками, а, как и в других видах одежды, покроем (конструкциями штанин, способами соединения между собой).

Штаны со штанинами из прямых и кошеных полотен.

Штаны из трех, продольно сшитых полотен, среднее из которых разрезается по диагонали; прямые и раскошенные полотна соединяются последовательно прямыми и поперечными срезами (рис. 39, а, б).

Штаны изготавливаются из трех полотен, одно из которых разрезается на 2 - 4 клина; клинья при этом соединяются поперечными сторонами и в готовом виде располагаются продольно (рис. 39, в).

Штаны со штанинами из кошеных полотен, которые получаются разрезанием по диагонали двух, предварительно сметанных, полотен; каждая штанина состоит из двух частей, причем задние надставляются малыми клиньями, получаемыми при раскрое основных полотен (рис. 39, г).

Штаны с прямыми штанинами, сшитыми из одного или нескольких полотен.

Штаны, в которых штанины изготавливаются из прямых полотен, соединяемых перегнутым поперечно полотном прямоугольной формы; за счет полотна-вставки образуется "широкий шаг" (рис. 39, д).

Штаны с прямыми штанинами, соединенными прямоугольными ("широкий шаг") и расширяющей вставками (рис. 39, е).

Штаны с прямыми штанинами из холста, кожи, замши и т.д., сшитыми без каких-либо соединительных вставок (рис. 39, ж).

Рис. 39. Схемы раскладок кроя мужских штанов

Рассмотрим последовательно каждый из выявленных нами типов и вариантов.

Штаны из прямых и кошеных полотен в изучаемое время были распространены в Верхнем Приобье повсеместно под названиями штаны, реже порты, подштанники. Белые холщевые штаны такого покроя входили в погребальный и рабочий комплекс одежды старожильческого населения (ч/а/ембары, далее в одной редакции) (рис. 40, а, б), а сшитые из пестряди использовались как повседневные и праздничные.

Рис. 40. Контурные чертежи мужских штанов: а – из белого холста; б – из белого холста (виды спереди и сзади)

В последнем случае их носили под рубахами на бедрах, заправляя низки в сапоги или обутки. У старожильческого населения северных районов установлен факт бытования белых льняных штанов указанной конструкции с кумачовыми или другого материала вставками - мотней, или втокалш между штанин. Вследствие того, что в конце XIX - начале XX вв. российскими были завезены на Алтай неорнаментированные, из однотонных тканей, порты, описанные пестротканые и из белого льна штаны стали выполнять функцию нательного белья. В некоторых отдаленных районах края самотканые, "с полосой" или "с клеткой", штаны продолжали носить еще и в 20 - 30-е гг. XX в. По сообщению наших информаторов, не носили портов только мальчики до 7 -10 лет, а также кое-где старики, которые ходили дома в одних рубахах. Штаны указанного покроя названы Г.С. Масловой общерусскими и рассматриваются ею как старинная одежда. Как будет показано ниже, наши исследования подтверждают этот вывод.

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Информация по теме:

Особенности методической системы обучения физике студентов высших учебных заведений технического профиля и основные требования к ней
Фундаментальность физического образования предполагает, что в высших технических учебных заведениях знания, сформированные у студентов на занятиях по физике, являются фундаментальной базой для изучения общетехнических и специальных дисциплин, освоения новой техники и технологий. Содержание курса фи ...

Репродуктивные методы обучения
Как и всякая система обучения, сообщающее обучение имеет специфические цели, содержание и методы. Ряд общих задач обучения весьма успешно решается именно с его помощью. Но некоторые другие задачи, и притом важные, эта система решает неполно или вовсе не решает. Цели сообщающего обучения – обогащени ...

Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения
Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения не должны рассматриваться в отрыве от социально-исторического контекста, от актуальных задач, которые поставил перед наукой новый этап научно технического прогресса. Бурное развитие компьютерной техники и широкое ее применение в различных сфе ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru