Особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая

Педагогика » Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая » Особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая

Страница 18

Не характерный для туникообразной одежды "бочкообразный" силуэт приобретали указанные рубахи в случае присобирания боковых полотен у пройм по типу среднеазиатских мунисаков, мирсаков). Бочки могли при этом укладываться куколками или собираться в мелкие складки, по которым выполнялась вышивка "по борам" (рис. 27-29).

Рис. 27. Мужская холщевая рубаха а - вид спереди; б - вид сзади.

Рис. 28. Мужская холщовая рубаха

Рис. 29. Мужская холщовая рубаха

Описанный покрой мужских рубах был хорошо известен как в северно-русских, так и южнорусских губерниях России, что, безусловно, свидетельствует о его древности. Вместе с тем, следует отметить отсутствие в европейском материале рубах с присборенными бочками. Особенностью оформления "поляцких" рубах являлась богатая, очень декоративная, вышивка по левой стороне груди. Она представляла собой различные композиции из квадратов, вписанных в большой квадрат или крестообразную фигуру, от которой в разные стороны могли ответвляться изображения хлебных колосьев. Н.П. Гринкова высказала мысль, что раньше положение этой вышивки было не смещенное, а центральное, соответствующее древнему для русских рубах прямому разрезу ворота. Что же касается самой вышивки, то она, как нам кажется, представляла собой не только "усложнение первоначальной формы креста", но имела важное сакральное назначение в костюме. Об этом свидетельствуют такие архаичные мотивы вышивок, как квадраты, пересеченные крест-накрест с точками или без, которые Б.А. Рыбаков трактует в качестве символов "засеянного поля". Большинство наших информаторов считали, что подобные рубахи готовили и одевали на свадьбу, поэтому логично предположить связь нагрудного орнамента со свадебной символикой плодородия.

Квадратные вышивки у ворота выполнялись обычно черными шелковыми нитками. Эти вышивки, как и орнаментации по груди, были довольно однотипны - заполненный геометрическим орнаментом квадрат, расчлененный вертикальными столбцами на несколько частей. В качестве вкраплений использовались квадратики, звездочки и т.д. из красного шелка. В нескольких просмотренных нами рубахах в вышивку искусно вшиты бусинки зеленого бисера - древняя традиция русской одежды, сохранявшаяся в XIX в. в северо-восточных уездах Рязанской губернии. В левой части вышивка переходит в полоску, окаймляющую разрез ворота, и в нижней части заканчивается острым углом. Помимо указанных орнаментальных отделок, как спина, так и грудь украшались свастикой, Z-образной вышивкой, состоявшей из меандрических завитков. Швы этой вышивки одновременно прикрепляли подшиваемую к изнанке подоплеку, т.е. выполняли не только эстетическую, но и практическую функцию.

Рис. 30 Детали вышивки рубахи а – у горловины; б, в – на спине

Очень живописно отделывались подол и низ рукавов этих рубах. Украшение включало в себя полоски кумача (1 - 1,5 см), вышивку красным льном или хлопком геометрических и растительных мотивов в технике роспись, крест и т.д., цветную перевить или кружево, вязанное на коклюшках, крючком. В прорезь бокового полотна и шов рукава вставляли такой обязательный элемент, как кумачовые вставки-ластовицы, которые вдоль швов соединения обрамлялись вышивками красными и синими нитками. Указанные виды украшений вышивками и другими отделками по груди, спине, низу рукавов и подолу сближают рубахи "поляков" с мужскими рубахами Воронежской (Коротоякский уезд) и Орловской (Трубчевский, Брянский, Карачевский уезды) губерний .

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Информация по теме:

Рабочее место мастера
Рабочее место мастера – это определенная часть площади учебной мастерской, специально оснащенной в целях обеспечения нормальных условий для выполнения мастером учебно-воспитательной и организационно-технической функции. Основные требования к организации рабочих мест мастера: удобство, скорость и ка ...

Особенности и принципы организации занятий в уголке живой природы.
Взаимодействие с природой действительно имеет большой психолого – педагогический потенциал. Но проблема заключается в том, что без готовности личности его «видеть», без соответствующей внутренней активности он так и останется потенциалом, не становясь осуществившейся возможностью. Например, животны ...

Психологические и поведенческие явления поддающиеся эффективной саморегуляции
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также личностью: поведением, эмоциями и действиями-реакциями на возникшую ситуацию. Саморегуляция каждого из перечисленных психических проце ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru