Особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая

Педагогика » Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая » Особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая

Страница 21

Во второй половине XIX - начале XX вв. у старожилов Южного Алтая наиболее распространенными были рубахи с четырьмя кошеными полотнами - по два с каждого бока (рис. 36). Этим конструкция отличалась от только что описанной - с двумя бочками. Принципиально иным в ней было также то, что кошеные полотна выкраивались одной величины, а не разной, т.е. не так, как в ранее описанных рубахах. Симметричный покрой достигался уже упоминаемым нами ранее способом перекашивания сложенного вдоль нити основы отреза ткани, при котором одновременно получались бочки и рукава. Бочки пришивались к центральному полотну прямыми срезами, соединяясь между собой косыми. Кошеные рукава вставляли в отверстия, образуемые бочками и центральным полотном.

Рис. 36. Мужская рубаха из пестряди: а – вид спереди; б – вид сзади

Описываемые рубахи шили из достаточно широкого ассортимента материалов, которые различались в зависимости от назначения; повседневные, погребальные готовились из льна, конопли; праздничные - из пестряди (с "серпинкой"), сатина, кашемира, ситца. Разрез ворота праздничных рубах, подобно предыдущим, обшивали продольной полоской ткани - приполком, нахлесткой и вместе с воротником настрачивали декоративными строчками, украшали вышивками. До настоящего времени "дожили" экземпляры с довольно однотипными узорами в виде геометризованных растительных мотивов, выполненных красными и черными бумажными нитками. Вместе с тем, архивные данные, а также сообщения пожилых людей свидетельствуют о существовании в прошлом таких украшений, как тканины красной бумагой, "обшивки вязанками из белой бумаги".

Значительно отличались от вышерассмотренной одежды рубахи, в которых кошеные полотна пришивались к центральному не прямыми, а косыми срезами, соединяясь между собой кромками. Рубахи такого покроя были характерны для рязанских, саратовских и некоторых других переселенцев, для которых они являлись, по их словам, исконными, привезенными еще из России. Будничные, рабочие рубахи шили из льна, конопли, праздничные - из пестряди, сатина. Для особо нарядной, свадебной одежды старались подкупить кашемировые ткани пастельных расцветок. В рассматриваемых рубахах присутствовали такие детали как воротники-ошейники с левым или правым разрезом ворота, объемные по форме рукава, присобранные в мелкие сборки у плеч и внизу, на манжеты. Воротник и пришивную планку-застежку украшали вышивками и отстрачивали отделочными строчками.

К последнему варианту рубах туникообразного покроя отнесены такие, в которых стан выкраивался из одного, перегнутого полотна, без характерных для прежних вариантов кроя боковых косин. Это оказалось возможным благодаря достаточной ширине покупных материалов, получивших в 30-х гг. XX в. значительное распространение повсеместно. При таком покрое рукава вшивались в отверстия, образуемые недошитыми вверху боковыми швами. Эти проймы и, соответственно, окат рукавов делали слегка вырезными. Боковые же срезы, согласно традиции, скашивали, срезая при этом клинья от проймы до низу. По оформлению вышивками красными и черными бумажными нитками, по отделке декоративными швами указанные рубахи напоминали более ранние косоворотки. Они были широко известны в первой четверти XX в. в качестве повседневной, а также праздничной одежды.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Информация по теме:

Особенности применения силовых упражнений в физическом воспитании школьников
В настоящее время в силовой подготовке юных спортсменов значительное место отводится применению различных атлетических упражнений, главным образом, динамического характера. Так, анализ учебно-методической литературы, программ и т.п. по силовой подготовке за последние 10 лет показал, что в них при п ...

Дежурства как форма организации труда детей
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, Не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат о ...

Программные требования к сюжетным задачам в 1 классе
Объем изучаемого в 1-м классе по «Программе по математике в 1-4 классах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 100, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (сум ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru