Во второй половине XIX - начале XX вв. у старожилов Южного Алтая наиболее распространенными были рубахи с четырьмя кошеными полотнами - по два с каждого бока (рис. 36). Этим конструкция отличалась от только что описанной - с двумя бочками. Принципиально иным в ней было также то, что кошеные полотна выкраивались одной величины, а не разной, т.е. не так, как в ранее описанных рубахах. Симметричный покрой достигался уже упоминаемым нами ранее способом перекашивания сложенного вдоль нити основы отреза ткани, при котором одновременно получались бочки и рукава. Бочки пришивались к центральному полотну прямыми срезами, соединяясь между собой косыми. Кошеные рукава вставляли в отверстия, образуемые бочками и центральным полотном.
 
Рис. 36. Мужская рубаха из пестряди: а – вид спереди; б – вид сзади
Описываемые рубахи шили из достаточно широкого ассортимента материалов, которые различались в зависимости от назначения; повседневные, погребальные готовились из льна, конопли; праздничные - из пестряди (с "серпинкой"), сатина, кашемира, ситца. Разрез ворота праздничных рубах, подобно предыдущим, обшивали продольной полоской ткани - приполком, нахлесткой и вместе с воротником настрачивали декоративными строчками, украшали вышивками. До настоящего времени "дожили" экземпляры с довольно однотипными узорами в виде геометризованных растительных мотивов, выполненных красными и черными бумажными нитками. Вместе с тем, архивные данные, а также сообщения пожилых людей свидетельствуют о существовании в прошлом таких украшений, как тканины красной бумагой, "обшивки вязанками из белой бумаги".
Значительно отличались от вышерассмотренной одежды рубахи, в которых кошеные полотна пришивались к центральному не прямыми, а косыми срезами, соединяясь между собой кромками. Рубахи такого покроя были характерны для рязанских, саратовских и некоторых других переселенцев, для которых они являлись, по их словам, исконными, привезенными еще из России. Будничные, рабочие рубахи шили из льна, конопли, праздничные - из пестряди, сатина. Для особо нарядной, свадебной одежды старались подкупить кашемировые ткани пастельных расцветок. В рассматриваемых рубахах присутствовали такие детали как воротники-ошейники с левым или правым разрезом ворота, объемные по форме рукава, присобранные в мелкие сборки у плеч и внизу, на манжеты. Воротник и пришивную планку-застежку украшали вышивками и отстрачивали отделочными строчками.
К последнему варианту рубах туникообразного покроя отнесены такие, в которых стан выкраивался из одного, перегнутого полотна, без характерных для прежних вариантов кроя боковых косин. Это оказалось возможным благодаря достаточной ширине покупных материалов, получивших в 30-х гг. XX в. значительное распространение повсеместно. При таком покрое рукава вшивались в отверстия, образуемые недошитыми вверху боковыми швами. Эти проймы и, соответственно, окат рукавов делали слегка вырезными. Боковые же срезы, согласно традиции, скашивали, срезая при этом клинья от проймы до низу. По оформлению вышивками красными и черными бумажными нитками, по отделке декоративными швами указанные рубахи напоминали более ранние косоворотки. Они были широко известны в первой четверти XX в. в качестве повседневной, а также праздничной одежды.
Информация по теме:
Проведение констатирующего эксперимента по изучению сформированности
речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста
	 Проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня сформированности речевых умений детей, осуществлялось методом исследования, состоящего из диагностических ситуаций. Блок диагностических ситуаций: «Пассивный взрослый» «Совместная игра со взрослым» «Совместное разглядывание к ...
	
Изучение жизни и творчества С. Есенина на
завершающем этапе литературного образования
	 Эпиграфом к общей теме "Сергей Есенин. Жизнь и творчество" могут стать слова А. Серафимовича "Это был великий художник. С огромной интуицией, с огромным творчеством, единственный в наше время поэт. Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших, самых ...
	
Воспитание как средство формирования личности человека
	 Основой воспитания (фундаментом фундамента) является воспитательная готовность — особое состояние психофизиологических структур, которое формируется под воздействием внешних и внутренних факторов и предшествует собственно воспитанию и обучению, всякому психическому процессу: ощущению, восприятию, п ...