Особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая

Педагогика » Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая » Особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая

Страница 24

Конструкция таких штанов нессиметрична раскошенные полотна соединяются резями, спускаясь острыми уголками к низу штанин. При детальном изучении мужских портов у разных групп населения Алтая были выявлены следующие этапы их изготовления: во-первых, сшивали три полосы холщевых или пестрядинных полотен, в результате чего получалась распашная юбка из трех точек, соединение осуществлялось швом встык; во-вторых, разрезали среднее полотно по диагонали, полученные косины пришивали поперечными срезами к целым полотнам швом рубчик; в-третьих, прямые полотна перегибались вдоль по нитям основы, соединяясь с косинами швом рубчик; наконец, в-четвертых, верхний край штанов подгибали или обшивали поперечной полоской ткани, куда продергивался гашник, с правого бока прорезали карман, края которого обшивали кумачом или другим, контрастным по цвету, материалом; сбоку, для прорехи, шов оставляли незашитым, окантовывая его также кумачом. Как видно из вышеизложенного, вся конструкция здесь решалась одним лишь косым разрезом полотна, за счет которого и осуществлялся переход от "распашной юбки" к рассматриваемым штанам. Для одежды российских переселенцев конца XIX -начала XX вв. был также характерен такой покрой портов, которые, однако, отличались от старожильческих меньшими размерами среднего полотна.

Если такие штанины готовили для работы, то их шили из конопляных или грубых льняных тканей. Плисовые же штаны использовались в качестве праздничных. Их украшали тамбурными вышивками разноцветного шелка по боковым карманам и по низу, так как носили поверх обуви (рис. 41).

Рис. 41. Мужские штаны из черного плиса

Помимо этого, карманы (прорезного типа), прореху спереди окантовывали полосками кумача. В случае, если один из карманов был непрорезным, то его имитировали кантами и вышивкой.

Штаны со штанинами из кошеных полотен отмечены у "поляков" Южного Алтая как повседневная, рабочая одежда. При раскрое этих штанов разрезали, примерно по диагонали, два уложенных одно на другое полотна, которые предварительно сметывались по краям. Получившиеся при этом остатки в виде небольших клиньев пришивались к задним полотнам, после чего стачивались боковые швы и пришивался пояс. Этот тип покроя, таким образом, отличался от вышерассмотренных, так как штанины выкраивались исключительно из кошеных полотен. Абсолютно такой же покрой штанов был зафиксирован автором у семейских Забайкалья. Аналогии находим и с плисовыми шароварами, бытовавшими у русского населения Пермской области.

Штаны прямого покроя характеризовались тем, что конструктивную основу в них составляли прямые, перегнутые по долевой нити, штанины, которые соединялись друг с другом непосредственно или через дополнительное полотно. Кошеные полотна в такой одежде отсутствовали. К таким штанам (чембарам) нами отнесены те, которые выкраивались из трех прямых полотен грубого холста, два из которых шли на штанины, а третье - на мотню, втоки. При этом штанины перегибались по нити основы, а мотня - на утку. Сшитые из трех прямых полотен, указанные штаны были такими широкими в обхвате, что при необходимости их могли надевать поверх нижних подштанников, а также заправлять полы шуб, шабуров, понитков и т.д. На фигуре чембары удерживались с помощью конопляного гашника. Штанины описанного покроя являлись одним из основных видов зимней рабочей и промысловой одежды старообрядцев Верх-Бухтарминской волости, Сарасинской инородческой управы. Появление чембар у русских старожилов Юго-Восточного Алтая мы связываем с влиянием костюмных форм соседнего казахского населения, у которых такие штаны бытовали издавна. Подобного покроя штаны были известны и семейским Забайкалья.

Страницы: 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Информация по теме:

Программированное обучение: сущность, достоинства и недостатки
Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эфф ...

Характеристика основных умений в науке
Различают общеучебные умения, необходимые на занятиях почти по всем предметам (чтение, письмо, речь, счёт, организация учебной работы и т. д.) и специальные умения, связанные со спецификой познавательной деятельности при изучении конкретной дисциплины. В свою очередь, эти специальные умения можно р ...

Проблемные ситуации при изучении лирического произведения
Средства создания проблемной ситуации во многом зависят от рода литературного произведения. Читательское восприятие лирики обнаруживает особенно тесную связь общего уровня литературного развития и постижения данного стихотворения. Ученики с низким уровнем литературного развития даже при верных эмоц ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru