Особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая

Педагогика » Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая » Особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая

Страница 20

Довольно давно, еще в первой половине XIX в., бухтарминские старообрядцы, наряду со льном, использовали для изготовления повседневных и праздничных рубах покупные китайские ткани, выбойки. Особенно нарядно украшались сшитые из фанз, шелков, бязи праздничные рубахи, которые нередко оторачивались золотыми галунами, отделывались колористически более богатыми вышивками.

У "поляков" рубахи рассматриваемого покроя сохранились до настоящего времени в погребальных комплексах (рис. 34).

Рис. 34. Рубаха погребальная из холста: а – вид спереди, б – вид сзади

Эти рубахи отличались большой сдержанностью в цветовом решении - все они, как правило, белого цвета с неширокими кумачовыми окантовками по краям. Вместе с тем, "поляцкие" рубахи имели такие детали как кулевидные рукава, левый разрез ворота, по которым их сразу можно отличить от аналогичного покроя бухтарминских.

Малые косины пришивались не к прямым, а к кошеным боковым полотнам (рис. 35).

Рис. 35. Погребальная рубаха из белого холста

Поскольку и те, и другие получались разрезанием по косой одного отреза, то на изготовление таких рубах требовалось уже не 5, а 4 полотна. С передним и задним полотнами большие и малые косины соединялись прямыми срезами, а между собой, следовательно, косыми. Для рассматриваемых рубах, как и в общем для "поляцкой" одежды, были характерны кулевидные рукава, а также положение ворота на левой стороне.

Ануйские "смертные" рубахи, оказавшись, таким образом, по расположению швов близкими вышерассмотренным, качественно отличались тем, что вместо прямых боковин в них вшивались кошеные. Это обстоятельство позволяет отнести их покрой уже не к полукошеному, а к кошеному, пережиточно сохранявшему, однако, элементы первого, что выражалось в выкраивании боковых косин разными по величине.

Среди рубах старообрядцев (кержаков) Центрального, Юго-Восточного, Южного Алтая и некоторых других, рядом расположенных, областей выделяются такие, в которых с каждого бока вшивалось только по одному кошеному полотну. Рубахи этой конструкции, как и в вышеописанном варианте, выкраивались из 4-х полотен, но по иной схеме раскроя: срезанные с боковых полотен клинья пришивались не к стану, а к рукавам. Кошеные полотна пришивались к центральному полотну так, что прямым срезом присоединялись спереди, а косым сзади. Рукава, которые при таком способе кроя имели клинья, вшивались в отверстия, образуемые центральным полотном и боковыми косинами, перпендикулярно к нити основы последних.

По-видимому, рубахи указанной конструкции представляли собой раннюю традицию в одежде - они зафиксированы в погребальных комплексах кержаков. Для рубах этого назначения характерно сохранение древних элементов - обметанное швом через край отверстие (ворот) для головы, прямой разрез ворота, скрепление ворота тесемками-плетешками, приемы шитья живулькой и т.д. Все это сближает кержацкие "смертные" рубахи с аналогичного назначения одеждой кержаков других районов России (Вятской, Великолукской, Псковской губерний).

Совершенно иное впечатление производят рубахи этого варианта покроя в повседневном и праздничном комплексах конца XIX - начала XX вв. В них наблюдаются такие элементы, не встречавшиеся или маловстречавшиеся в погребальных рубахах, как стоячий воротник-ошейник, планка по разрезу ворота, вышивки растительных орнаментов, выполненных в технике крест и т.д. Преобладающим в этом варианте рубах был левый разрез ворота, который вместе с воротником застегивался на ряд пуговиц. Вышивка выполнялась по воротнику и планке разреза ворота - узкому столбику или широкой манишке. Любимые сочетания - красные и черные цвета. Рубахи описанного покроя и украшения очень близки к аналогиным рубахам начала XX в. России, Белоруссии.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Информация по теме:

Эффективность применения домашних заданий на уроках физической культуры
В сентябре 2001 г. нами были протестированы учащиеся 8 а класса по тестам, которые входят в комплексную программу физического воспитания учащихся 1-11 классов. По списку в этом классе 23 учащихся, из них 5 учащихся занимаются в специальной медицинской группе, один - на домашнем обучении. Всего тест ...

Людьми родились,но не стали
Сейчас мы перейдём к грустным фактам. Они как бы специально предоставляются нам природой для выявления законов человеческого развития. Сказка о Маугли – не досужий вымысел от начала до конца. Судя по фактам, зафиксированным в истории человеческой цивилизации, эти события могли иметь под собой реаль ...

Развитие отношения к природе в процессе онтогенеза
Поскольку непрагматизм является одной из основ экоцентрического типа экологического сознания, то важнейшее значение для педагогического процесса экологического образования имеет онтогенетическая периодизация типов субъективного отношения непрагматической модальности. В целом, в онтогенезе субъектив ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru