В целом во время осуществления формирующего эксперимента наблюдались позитивные изменения в отношении школьников к музыкальной деятельности, углубление интереса к ней. Это выразилось, например, в повышении активности детей: большинство из них стали стремиться исполнить песню перед всем классом, задавать вопросы о содержании и музыкальном образе произведения, выполнять творческие задания. Изменилась мотивация участи: вначале она вызывалась преимущественно желанием получить хорошую отметку, постепенно изменяясь до уровня непосредственно познавательного интереса к музыкальной деятельности. В ходе эксперимента было установлено, что наиболее сложный вид музыкальной деятельности для детей — прослушивание и восприятие музыки. Однако в результате использования комплекса педагогических средств (творческих заданий, музыкальных игр и пр.) эти виды деятельности стали более доступными и значимыми для школьников. Учащиеся стали лучше ориентироваться в музыкальных жанрах, запоминать особенности произведений. В ответах школьники более уверенно стали использовать названия музыкальных жанров, оперировать специальными музыкальными терминами.
При прослушивании музыки различного характера в ходе эксперимента учащиеся получали представление о музыке различного эмоционального воздействия, и их вкусовые предпочтения постепенно менялись. В конце учебного года на вопрос «Какая музыка вам нравится?» получены ответы различного диапазона: от жизнерадостной, светлой, до задумчивой, плавной. Таким образом, динамика вкусовых предпочтений (показатель эмоционально-оценочного критерия эмоционально-ценностного отношения школьников к музыкальной деятельности) изменяется в сторону расширения представления об эмоциональном воздействии музыки.
Эксперимент показал, что учащиеся, задумываясь над проблемой «адекватности» музыкального содержания и своих чувств, вызванных музыкой, одновременно стали осознавать условность художественного изображения и выражения, стали понимать, что музыка — не «картинки жизни», а результат целенаправленной деятельности композитора и исполнителя, которые, используя средства музыкальной выразительности, воздействуют на чувство и воображение. Нередкими стали такие ответы школьников: « .мне представляется, что .», «возможно, что в музыке .», «а мне кажется, что для музыки подходит другое».
Усредненные результаты оценки по пяти важнейшим показателям эмоционально-ценностного отношения школьников ЭГ к музыкальной деятельности в начале и при завершении формирующего эксперимента представлены в таблице 9.
Таблица 9 Динамика изменения эмоционально-ценностного отношения учащихся экспериментальной группы к музыке
№ п/п |
Показатели |
Уровни и количество учащихся (чел, в %) | |||||
высокий |
средний |
низкий | |||||
Начало эксп. |
Конец эксп. |
Начало эксп. |
Конец эксп. |
Начало эксп. |
Конец эксп. | ||
1 |
Эмоциональный отклик |
9,5 |
25 |
31,5 |
50,5 |
59 |
24,5 |
2 |
Эмоционально-ценностное суждение |
9,5 |
20,5 |
42,5 |
45,4 |
48 |
34,1 |
3 |
Выбор музыкальных предпочтений |
6,8 |
25,6 |
15,1 |
35,6 |
78,1 |
38,8 |
4 |
Проявление творчества |
13,6 |
30,5 |
45,2 |
49,6 |
32,2 |
19,9 |
5 |
Познавательный интерес к музыке |
9,5 |
32,5 |
45,2 |
41 |
45,3 |
26,5 |
итого |
9,3 |
19,3 |
31,7 |
43 |
59 |
37,7 |
Информация по теме:
Теоретическое мышление и авторское действие в подростковом возрасте
Описание исторического значения становления и развития подросткового возраста, которое рассматривается в исследованиях К.Н. Поливановой, позволяет нам связать его с университетским образованием. В исследованиях К.Н. Поливановой рассматривался подростковый возраст, и преодоление кризиса. Поливанова ...
Речевое поведение, сущность понятия, особенности речевого
поведения дошкольника
В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, ...
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения окружающего мира ученик должен знать: – название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села); – государственную символику России; – государственные праздники. – основные свойства воздуха, воды; – условия, необходимые для жизни живого сущест ...