Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности » Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Страница 3

Продуктивно-рефлексивный компонент ЭЦО младших школьников к музыке диагностировался нами в процессе наблюдения, в том числе включенного, анализа продуктов художественно-творческой деятельности учащихся на уроках музыки и внеурочных комплексных занятиях по искусству, бесед с учащимися, анкетирования. Кроме того, мы практиковали проведение на внеурочных занятиях «рефлексивных минут». Мы задавали вопросы, побуждающие к анализу детьми результатов нашей совместной работы: Что на уроке (занятии) было главным? Что было интересным? Что новое сегодня узнали? Чему научились? Насколько были активны? Что чувствовали? и пр. Данный прием работы способствовал активизации продуктивно-рефлексивного компонента эмоционально-ценностного отношения школьников, с одной стороны, с другой, — позволял судить об их отношении к тем или иным конкретным видам музыкальной деятельности. При этом у нас не было стремления добиться того, чтобы учащиеся главным выделяли именно то, что считали таковым именно мы. Для нас было значимым услышать ответ на один и тот же вопрос нескольких учащихся. Например, продуктивно-рефлексивную работу по обоснованию феномена «эмоционально-ценностное отношение», мы осуществляли на примере художественного анализа музыкального произведения Р. Шумана «Первая утрата». Мы задавали детям такие вопросы: Загляните в себя: что вы переживали, когда слушали музыку? Что заставляет вас так думать и чувствовать?

В ходе рефлексии мы получили следующие суждения: «Музыка очень грустная, жалобная (кто-то печалится, человек нервничает, страдает, кто-то очень любил то, что потерял, и теперь он мучается». «Я понял, как трудно терять что-то или кого-то». «Удивительно, что музыка так может передать чувства другого человека». «Я захотела сама музыкой рассказать о том, как у меня погиб котенок, как мне было плохо». О личностном переосмыслении собственного отношения к музыке, вызванном осваиваемым материалом программы, говорило около половины учащихся. Данные сравнительного анализа и оценки эффективности результатов формирующего эксперимента были положены в основу коррекционной работы по совершенствованию содержания экспериментальной программы, форм и методов музыкального образования младших школьников в общеобразовательной школе, созданию условий, заложенных в разработанной нами модели, а также оценке их воздействия на формирование у учащихся начальных классов эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности. Результаты диагностики позволили сделать следующие выводы. Позитивно изменились все характеристики учащихся по заявленным критериям и показателям. Причем динамика этих изменений у учащихся экспериментальной группы происходила более быстрыми темпами. Мы объясняем это тем, что созданная в ЭГ система ценностно-ориентированной деятельности школьников на внеурочных комплексных занятиях по искусству повышала учебную и музыкальную мотивацию, развивала их познавательные и музыкальные интересы и активность в различных видах музыкальной деятельности. Это оказывало положительное влияние на формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности.

Результаты итоговой диагностики эмоционально-ценностного отношения учащихся ЭГ и КГ к музыкальной деятельности в период контрольного эксперимента представлены в таблице № 10.

Таблица 10. Уровни сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности

Критерий

Констатирующий эксперимент

3 «Б» класс

3 «А» класс

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

 

Когнитивно-информационный

9, 8

34,5

55,7

10,1

35,6

54,3

 

Эмоционально-оценочный

9,5

28,9

61.6

9,8

33,5

56,7

 

Продуктивно-рефлексивный

11,4

33,6

55,0

10,9

29,8

59.3

 

Итого

9,3

31,7

59

9,3

30,2

60,5

 

Контрольный эксперимент

Когнитивно-информационный

80,2

14,5

5,0

80,1

15,6

4,3

 

Эмоционально-оценочный

56,8

38,9

4.3

33,8

53,5

13,1

 

Продуктивно-рефлексивный

40,4

53,6

6,0

20,9

63,8

15.3

 

Итого

19, 3

43

37,7

9,2

32

58,8

 

Динамика

+10

+11,3

- 21,3

-0,1

+1,8

-1,7

 
Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Оценка эффективности применения метода круговой тренировки на занятиях по физической культуре с детьми 6–7 лет
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе (2 месяца) осуществлялось накопление эмпирического материала и определение теоретических основ исследования, изучение психологической, педагогической, научно-методической и учебной литературы по проблеме, обобщение, анализ имеющихся в нашей с ...

Основные задачи и принципы нравственного воспитания в детском саду
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают развитие у детей нравствeнных чувств, полoжительных навыков и манер поведения, моральных взглядов и мотивов поведения. В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формиpoвание нравственных чувств. Чувство - оcoбая фop ...

Информатизация труда учителя
С каждым годом труд учителя становится все сложнее. Изменяется содержание учебных дисциплин, появляются новые средства и методы обучения. Во многих случаях повышение сложности труда учителя связано с все возрастающим потоком информации, которую должен учитывать учитель в своей работе. Использование ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru