Изучение дискретного строения вещества в физике средней школы

Педагогика » Изучение дискретного строения вещества в физике средней школы

Страница 4

По крайней мере, веса одной из пластинок будет недостаточно, чтобы оторваться от другой пластинки. Если поверхности пластинок слегка загрязнить, например, нанеся на них тонкий слой мела, слипание пластинок при их соприкосновении происходить не будет.

Если в цилиндр, заполненный газом, например, воздухом, находящимся при нормальном атмосферном давлении, вставить поршень с хорошо притертой манжетой и подействовать на этот поршень с некоторой силой, газ, находящийся в цилиндре, достаточно легко сожмется. Если снять с поршня нагрузку, газ вновь расширится, проявляя тем самым свои упругие свойства.

Если в цилиндр, заполненный жидкостью, например, водой, вставить поршень с хорошо притертой манжетой и подействовать на этот поршень с очень большой силой, жидкость своего объема заметным образом не изменит. Она лишь будет просачиваться сквозь тончайший зазор между стенками цилиндра и поршнем.

Если в сосуд с раствором кислоты, например серной, бросить кусочек мела, в сосуде начинается бурная химическая реакция, которая сопровождается выделением газа.

Если в небольшую открытую чашку налить нашатырный спирт, а над чашкой укрепить ватку, смоченную соляной кислотой, то через некоторое время над чашкой появятся густые белые клубы, состоящие из мельчайших кристалликов нашатыря. Нашатырь образуется в результате химической реакции выделяющегося из нашатырного спирта аммиака и испаряющегося с ватки хлористого водорода. По характеру движения клубов, можно судить о том, что перемешивание газов, аммиака и хлористого водорода, происходит самопроизвольно, безо всякого вмешательства из вне. Такое перемешивание носит название диффузии.

Если в комнате, с практически неподвижным воздухом, открыть флакон, заполненный хорошо испаряющейся пахучей жидкостью, например духами, запах этой жидкости вскоре самопроизвольно распространится по всей комнате.

Если в высокий цилиндрический сосуд налить раствор медного купороса, а сверху, очень аккуратно, воду, между жидкостями образуется четкая граница их раздела.

Эта граница постепенно будет размываться. Жидкости самопроизвольно будут перемешиваться.

Диффузия в жидкостях идет существенно медленнее, чем в газах. При комнатной температуре, для превращения раствора медного купороса и воды, находящихся в цилиндрическом сосуде, в однородную жидкость потребуется даже не одна неделя.

При очень большом увеличении, в загрязненных жидкостях и газах можно наблюдать движение мельчайших частиц вещества, называемое броуновским движением по имени английского ботаника, впервые наблюдавшего и описавшего его в 1827г.

Для наблюдения броуновского движения частиц можно использовать микроскоп, дающий очень большое увеличение.

На предметное стеклышко помещается слабый раствор акварельной краски, раствор прикрывается тонким покровным стеклышком. Стекла помещаются под объективом микроскопа, наблюдение ведется в окуляр.

Если сосредоточить внимание на какой- либо одной частичке и долго наблюдать за ней, то движение частички можно уподобить маленьким прыжкам. Частичка как бы прыгает под воздействием внезапных толчков и так же внезапно останавливается. Сравнивая траектории нескольких броуновских частиц, можно отметить, что они совершенно непохожи друг на друга. Движение броуновских частиц хаотично и беспрерывно, перемещения их случайны.

В то же время, движение броуновских частиц подчиняется вполне определенному закону, который был установлен Альбертом Эйнштейном и Марианом Смолуховским.

Суть этого закона заключается в следующем. Из механики нам известно, что перемещение тела при равномерном движении пропорционально времени x ~ t, а при равнопеременном квадрату времени x~t2.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по теме:

Изучение иностранного языка
Процесс обучения иноязычной речи рассмотрен не очень подробно. Но между тем нечеткие, неправильные, неадекватные принципы столь же опасны, как опасен непрочный фундамент здания, имя которому – «процесс обучения». Ефи́м Изра́илевич Па́ссов считал, что ни одна проблема – отбор и органи ...

Теоретическая интерпретация педагогического опыта
Ведущая идея опыта: Формирование правовой культуры учащихся на основе создания условий для творческого развития личности, формирование и становление ее гражданственности, раскрытие личности и ее интеграция в общество являются важными предпосылками для того, чтобы молодые люди стали самостоятельными ...

Деление художественной литературы на роды и виды
Художественная литература в зависимости от целей и способов изображения жизни делится на три главных рода: эпос, лирику, драму, а внутри рода – на виды, так называемые жанры. Эпос – род художественной литературы, цель которого – воспроизведение событий внешних по отношению к автору, объективного хо ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru