Изучение дискретного строения вещества в физике средней школы

Педагогика » Изучение дискретного строения вещества в физике средней школы

Страница 5

Броуновская частица совершает неравнопеременное движение. Если ее смещения за равные промежутки времени спроецировать на одно направление, возвести проекции смещений в квадрат и вычислить среднее значение квадратов смещений , то окажется, что ~ t.

Закон, установленный Эйнштейном и Смолуховским является примером статистического закона, который описывает поведение не отдельной частицы, а их огромного количества. Статистические законы принципиально отличаются от законов классической механики.

3. Объяснение опытных фактов

Все эти и многие другие, на первый взгляд разрозненные, факты можно объяснить, если представить себе, что:

Все вещества состоят из частиц.

Частицы хаотично и беспрерывно движутся.

Частицы взаимодействуют между cобой посредством сил притяжения и отталкивания.

Мельчайшая электронейтральная частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами, называется молекулой.

Наименьшая частица химического элемента, т.е. наименьшая частица вещества, не делящаяся при химических реакциях и являющаяся носителем химических свойств элемента, называется атомом.

Молекула вещества может состоять из одного или нескольких атомов.

Одни и те же вещества могут существовать в различных агрегатных состояниях - газообразном, жидком, твердом.

Вероятно, это различие обусловлено характером расположения, движения и взаимодействия молекул в веществе.

Модель льда модель воды модель водяного пара

Чисто качественно, можно представить, что в газе молекулы находятся на очень больших расстояниях друг от друга и взаимодействуют между собой только при соударениях.

В жидкостях расстояния между молекулами сравнимы с их размерами, поэтому плотности жидкостей, как правило, больше плотностей газов.

В твердых телах, вероятно, межмолекулярные расстояния еще меньше, чем в жидкостях, либо соизмеримы с ними.

Между молекулами жидкостей действуют значительные силы притяжения. За счет этого жидкости сохраняют свой объем. Но силы притяжения здесь не так велики, чтобы жидкости имели свою собственную форму, как это бывает у твердых тел.

Если наши представления о строении веществ верны, то следует ожидать существования достаточно неожиданного явления.

При смешивании двух разнородных жидкостей, молекулы одной жидкости, проникая в промежутки между молекулами другой жидкости, отталкиваются от них слабее, чем друг от друга. В результате этого, объем смеси может оказаться меньше суммы объемов смешиваемых жидкостей, взятых порознь.

Подобный эффект действительно имеет место, например, при смешивании воды и спирта. Проверить это можно следующим образом. Если в узкую длинную пробирку налить подкрашенную воду, а поверх нее спирт, между жидкостями будет наблюдаться достаточно четкая граница их раздела. Общую высоту двух столбов жидкости можно отметить с помощью ободка. Если после этого пробирку закрыть для предотвращения вытекания жидкости и тщательно перемешать воду и спирт путем переворачивания и встряхивания пробирки, то окажется, что объем раствора спирта в воде меньше суммы объемов спирта и воды до их перемешивания.

Для моделирования процесса смешивания некоторых разнородных жидкостей и пояснения эффекта уменьшения объема смеси по отношению к сумме объемов жидкостей до их перемешивания, можно воспользоваться горохом и пшеном. Частицы гороха и пшена имитируют молекулы различных жидкостей.

Для демонстрации модели эффекта, до половины высокого прозрачного цилиндрического сосуда насыпается горох. Поверх гороха, до самого верха сосуда насыпается пшено. После этого содержимое сосуда аккуратно пересыпается в коробку, где производится перемешивание частиц гороха и пшена. Смесь аккуратно возвращается в цилиндрический сосуд. Оказывается, что смесь существенно не доходит по края сосуда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Информация по теме:

Способы решения физических задач
При решении физических задач могут быть использованы арифметический, алгебраический, графический, геометрический способы. Далее рассмотрим подробнее каждый из способов. Задача: Какой максимальной массы груз может выдержать в пресной воде плот, связанный из 25 сосновых бревен? Объем каждого бревна в ...

Исторический аспект теоретического мышления
В истории философии еще с древности наметилось различие двух типов мышления. С одной стороны, выделялась мыслительная деятельность, направленная на расчленение и описание результатов чувственного опыта, с другой - на раскрытие сущности объектов, внутренних законов их развития. Особенно четко это ра ...

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения как педагогическая проблема
Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru