№2. Методика «Работа для себя и для других».
Цель: выявить наличие общественно ценных мотивов работы детей.
№3. Методика «Строим дом».
Цель: выяснить отношение ребёнка к окружающим людям, товарищам.
№4. Методика «Семицветик».
Цель: выяснить представление ребёнка о счастье, благополучии.
№5. Методика «Что я делаю дома вместе с мамой, папой и самостоятельно».
Цель: выяснить трудовые умения детей (по их самооценке).
Ниже опишем полученные результаты использованных методик.
Методика наблюдения за детьми во время их общественно полезного труда
Цель: выяснить отношение к труду, умение довести начатое дело до конца в условиях самостоятельной деятельности (результаты см. табл. 1).
Важность самостоятельной работы школьников, с точки зрения воспитательной и чисто дидактической, не подлежит никакому сомнению. Действительно, если ученик в учебно-воспитательном процессе пассивен и не проявляет самостоятельности, знания его будут формальны и, как правило, не получат выхода в жизнь. Самым слабым звеном нашей системы образования можно считать ориентацию на усвоение формальных знаний и недостаточное внимание развитию интеллекта и активности мышления. Самостоятельная работа школьников в реализации новых целей образования занимает одно из основных мест. Именно такой вид учебной деятельности составляет сегодня существенное условие развития познавательной активности и самостоятельности детей и подростков в обучении.
Методика «Работа для себя и для других»
Цель: выяснить наличие общественно ценных мотивов работы детей.
Сравнить, была ли разница в быстроте и качестве работы детей по изготовлению флажков в условиях:
1/ делали для себя 2/ делали для детского сада
Таблица 2
Результаты наблюдений за работой учащихся (по командам)
Фамилии командиров |
Оценки, в баллах |
Кол-во выполнен. работ | |
за качество |
отношение к работе | ||
Глебов Зайцев Петрова Уткина |
5 5 4 4 |
5 4 4 5 |
8 6 6 6 |
Условные обозначения: «5» ─ высшее, «4» ─ среднее, «3» ─ низшее.
Таблица 3
Результаты обработки наблюдений за отношением к труду
Качество работы |
Отношение к работе (прилежание) |
Кол-во выполнен. работ | |
Флажки сделаны для себя Флажки делали для детского сада |
5 5 4 4 5 5 5 5 |
5 4 4 5 5 4 5 5 |
8 6 6 6 9 5 5 6 |
Результаты показывают, что дети достаточно ответственно работали не только для себя, но и для других: отношение к работе и её качество хорошее и отличное, объём выполненных работ большой.
Методика «Строим дом»
Цель: выяснить отношение ребёнка к окружающим людям, товарищам.
Задание детям было дано в виде сообщения: «Сегодня мы строим дом из геометрических фигур. (Дети самостоятельно делают аппликации). Дом получился очень весёлый. Красивый. Ты, конечно, сам хочешь жить в нём. Кого ещё ты бы взял жить в этот дом?».
Таблица 4
Результаты обработки работ учащихся
Жильцы дома |
Число ответов |
Я + родители Я + товарищи по классу Я + товарищи и не только из класса Я + родители + друзья Я + домашние животные (кошка, собака) |
19 8 3 7 19 |
Методика позволила получить сведения о том, что дети очень хорошо относятся к родителям, а также к домашним животным.
Методика «Семицветик»
Цель: выяснить представление ребёнка о счастье, благополучии.
Каждому ребёнку давался «Семицветик» с тремя оставшимися лепестками. Он отрывает и загадывает своё желание.
Таблица 5
Результаты обработки ответов учащихся
Типичные ответы |
Число ответов |
Желание касается лишь личного благополучия Желание охватывает благополучие своих близких Желание касается судеб многих людей Желание касается судеб страны и мира |
17 7 9 13 |
Полученные результаты свидетельствуют о желании, касающемся личного благополучия ─ это на первом месте и на втором ─ желание, которое касается судеб мира, страны.
Информация по теме:
Специфика влияния речевого поведения родителей на речевое
поведение дошкольника
Выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка, писал: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент ...
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения физической культуры ученик должен знать: – способы и последовательность выполнения гигиенических и закаливающих процедур; – правила и нормы поведения в физкультурной и игровой деятельности; В результате изучения физической культуры ученик должен уметь: – применять разнообразны ...
Предмет «Обществознание»
Обществознание - в РФ учебный предмет в старших классах средней школы, на старших курсах средних специальных учебных заведений. Впервые «Обществоведение» в советской школе было введено в 1920-х гг. прошлого века. Курс интегрировал в себе сведения об истории, экономике и праве, и должно было привить ...