Конструктивистское основание для тестов, проверяющих навыки и умения в чтении

Педагогика » Конструктивистское основание для тестов, проверяющих навыки и умения в чтении

Страница 4

Вычисление по данной таблице значительно облегчает отбор тек­стов для контроля ознакомительного чтения. Например, при Ct=6, L=3, C75=4 следует: в тесты надо заложить в этом случае 4 компонен­та предикации, что и будет составлять 75 % от всей информации тек­ста. Наиболее «удобными» для контроля являются тексты с числом компонентов развития предикации, равном 4 или 5-6 и с 2-4 ее уров­нями в информационной структуре данного текста.

Таким образом, при отборе текстов для тестового контроля ознако­мительного чтения целесообразно принимать во внимание названные выше компоненты информационной структуры текста, а не только его объем (количество слов).

Разработчику теста следует составить формальную схему предика­ции отобранного текста, определив общее число компонентов разви­тия предикации и число уровней в структуре, а затем вычислить по таблице Витковской искомое количество информации в тексте.

Характеристика текстов, предназначенных для тестового контроля чтения. Отбор текстов для медленного (изучающего) и быстрого (ознако­мительного) чтения необходимо производить с учетом их особенностей.

Так, тексты для медленного (изучающего) чтения должны (быть):

невелики по объему (= 450-500 слов);

содержать дозированный объем информации (в пределах опера­тивной памяти -7+2);

содержать узкоспециальную и общенаучную терминологию (со­провождающуюся пояснениями);

относиться к учебно-профессиональной сфере;

слабо адаптированы.

Тексты для быстрого (ознакомительного) чтения должны (быть):

значительными по объему (= 850-1000 слов);

содержать определенное число компонентов развития предика­ции и количество уровней в информационной структуре текста (см.таблицу выше);

содержать только общенаучную терминологию;

относиться к социально-профессиональной макросфере, к жанру научной публицистики;

интересны по содержанию;

неадаптированы.

Отбор информации из текстов для тестовых заданий, проверяю­щих уровень владения разными видами чтения. Отбирать текстовую информацию для тестов можно несколькими способами. Один из них основывается на обозначенной выше процедуре выделения предика­тов посредством представления формальной схемы развития преди­кации, имеющей конечное число составляющих ее компонентов, рас­положенных на разных уровнях. Необходимая для тестов информа­ция может быть выделена на основе той же таблицы (см. выше).

Другой способ связан с процедурой выделения в тексте горизон­тальных и вертикальных тематических линий (Бухбиндер В.А., 1977). Расчлененность текста поперечными пограничными линиями, отде­ляющими фразовые единства (или их группы) друг от друга, дает представление о горизонтально ориентированных смысловых «сек­циях». Чем большее количество «секций» по горизонтальным лини­ям выделено и понято читающим, тем выше уровень его понимания при изучающем чтении.

Продольно развивающиеся линии свидетельствуют о наличии вертикально ориентированных смысловых «секций», через которые осуществляется общее движение смысла по текстовому полю. Сте­пень понимания текста при ознакомительном чтении зависит от вы­деления количества «секций», расположенных на вертикальных ли­ниях (уровней предикации).

Таким образом, используя процедуру выделения тематических ли­ний различной направленности, мы выделяем в тексте информацию для изучающего и ознакомительного видов чтения, которую затем закладываем соответственно в тесты.

Использование принципов вертикального («продольного») и гори­зонтального («поперечного») расчленения текста позволяет выделить его смысловые вехи, его основные смыслообразующие компоненты.

При разработке тестов для контроля полного и точного основного содержания текста, с сохранением деталей, должна быть использова­на информация, лежащая как на поперечных, так и на продольных ли­ниях текста. Отсюда тесты для контроля понимания при изучающем чтения отличаются значительно большим количеством типов тесто­вых заданий и их различной целевой направленностью.

Инструкция к тесту. Необходимо остановиться на таком структур­ном компоненте тестового задания, как инструкция. В инструкции дается установка, от которой зависит прежде всего стратегия (способ) чтения и результат деятельности тестируемого в чтении. Установка может выполнять важную ориентировочно-мотивационную функцию в процессе выполнения теста, если она включает цель - задачи и цель-результат. И в этом плане некоторые инструкции в субтесте «Чтение» оказываются недостаточными. Например, в тестовых зада­ниях есть задания, направленные на обнаружение такого продукта чтения, как умозаключение. Умозаключающие действия возможны, если читающий опирается не только на весь тест, но и на свои фоно­вые знания. Однако в инструкции, предваряющей текст, не определе­на цель-результат: совершить умозаключение (определенного вида) в процессе воссоздания сформированной автором мысли. В данном случае тестируемый столкнется с трудностями при выполнении таких заданий, как:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Основные направления логопедической работы по обучению словообразованию детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Важнейшим условием школьной адаптации является речевая готовность, обеспечивающая усвоение школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом. Овладение орфографическими умениями и навыками предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфол ...

Рабочее место мастера
Рабочее место мастера – это определенная часть площади учебной мастерской, специально оснащенной в целях обеспечения нормальных условий для выполнения мастером учебно-воспитательной и организационно-технической функции. Основные требования к организации рабочих мест мастера: удобство, скорость и ка ...

Определение понятия компетентности
Компетентность в языковом образовании нередко ассоциируется с понятием «коммуникативная компетенция», что лишь частично раскрывает его сущность. В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих област ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru