выявление вида связи между предложениями-суждениями, а со ответственно, вида умозаключения;
восполнение недостающих посылок по сокращенному варианту дедуктивного умозаключения и др.
Обработка и оценка результатов тестирования. В этот раздел теста (методические инструкции) следует внести некоторые дополнения, которые связаны с таким важным показателем техники чтения, как диапазон гибкости (ДГ). Для тестора следует предложить две рейтерские таблицы: в первой из них оценивается ДГ у тестируемого, а во второй оцениваются по балльной системе выполненные тестовые задания. Приводим образец первой таблицы.
К выделению уровней понимания текста целесообразно подходить с точки зрения горизонтального и вертикального направления в логико-семантической структуре текста. Чем большее количество блоков по горизонтальному направлению выделено и понято тестируемым, тем выше фактологический уровень понимания. В этом случае можно судить о широте и полноте понимания. Чем большее количество блоков по вертикали выделено и понято тестируемым, тем больше глубина понимания им текста (Серова Т.С., 1988). Концептуальный уровень в первую очередь характеризуется глубиной понимания текста. На основе характеристик понимания и особенностей их проявления необходимо определить все основные и дополнительные факторы понимания для каждого вида чтения.
Владение разными видами чтения является свидетельством зрелого чтения. Однако уровень и степень этой зрелости могут быть различными, что и проверяется при тестировании.
Рейтерская таблица 2.
| Объекты контроля | №№ заданий теста | Количество баллов | ||
| Виды чтения | Уровни понимания | максимальное | полученное тестируемым | |
| изучающее | Фактологический Концептуальный | 1-15 16-19 | 50 20 | |
| ознакомительное | Концептуальный Интегрирующий | 20-28 29-32 | 46 24 | |
| Итого 140 | ||||
| Заданная скорость | Заданный индекс ДГ. Количество баллов | Показатели тестируемого | |||
| в изучающем чтении | в ознакомительном чтении | Скорость | Индекс ДГ | ||
| в изучающем чтении | в ознакомительном чтении | ||||
| 50 слов/ в мин. | 200-220 слов/в мин. | 150-170 слов/в мин. = 8 баллов | |||
Примечание:;
Фактологический уровень понимания определяется следующими умениями в чтении:
ориентироваться в главных текстовых референтах;
вычленять и воспринимать единичные факты;
выделять смысловые вехи текста;
определять детали, иллюстрирующие/подтверждающие/поясняющие основные положения.
Концептуальный уровень понимания определяется умениями:
определять основные положения (суждения) текста;
выявлять связи между отдельными положениями (суждениями) текста;
устанавливать иерархию отдельных положений текста (глав ное -второстепенное);
соотносить отдельные части текста друг с другом (факты, от носящиеся к одной теме/проблеме);
определять вывод(ы) автора текста;
Информация по теме:
Тенденции гуманизации и демократизации образования
	 В Европу идеи гуманизма проникли позже (XV — XVI вв.), они нашли свою почву в русском обществе и со временем трансформировались в русскую гуманистическую традицию. По утверждению философа В.А. Малинина, к русской гуманистической традиции следует подходить, как к историко-культурному явлению, в кото ...
	
Рекомендации по использованию компьютерных программ и техника
безопасности при работе с ними
	 Занятия на компьютере должны быть комплексными. Они включают в себя 3 этапа. I этап - подготовительный. Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включ ...
	
Влияние занятий с тяжестями на различные стороны физического состояния детей,
подростков и юношей
	 Многочисленные исследования показали, что максимальная сила кисти и предплечья с возрастом увеличивается. Наибольший прирост ручной силы происходит в среднем или старшем школьном возрасте. Различия между силой правой и левой руки у детей до 13—14 лет недостоверны. Начиная с 14—15 лет, разница между ...