выявление вида связи между предложениями-суждениями, а со ответственно, вида умозаключения;
восполнение недостающих посылок по сокращенному варианту дедуктивного умозаключения и др.
Обработка и оценка результатов тестирования. В этот раздел теста (методические инструкции) следует внести некоторые дополнения, которые связаны с таким важным показателем техники чтения, как диапазон гибкости (ДГ). Для тестора следует предложить две рейтерские таблицы: в первой из них оценивается ДГ у тестируемого, а во второй оцениваются по балльной системе выполненные тестовые задания. Приводим образец первой таблицы.
К выделению уровней понимания текста целесообразно подходить с точки зрения горизонтального и вертикального направления в логико-семантической структуре текста. Чем большее количество блоков по горизонтальному направлению выделено и понято тестируемым, тем выше фактологический уровень понимания. В этом случае можно судить о широте и полноте понимания. Чем большее количество блоков по вертикали выделено и понято тестируемым, тем больше глубина понимания им текста (Серова Т.С., 1988). Концептуальный уровень в первую очередь характеризуется глубиной понимания текста. На основе характеристик понимания и особенностей их проявления необходимо определить все основные и дополнительные факторы понимания для каждого вида чтения.
Владение разными видами чтения является свидетельством зрелого чтения. Однако уровень и степень этой зрелости могут быть различными, что и проверяется при тестировании.
Рейтерская таблица 2.
Объекты контроля |
№№ заданий теста |
Количество баллов | ||
Виды чтения |
Уровни понимания |
максимальное |
полученное тестируемым | |
изучающее |
Фактологический Концептуальный |
1-15 16-19 |
50 20 | |
ознакомительное |
Концептуальный Интегрирующий |
20-28 29-32 |
46 24 | |
Итого 140 |
Заданная скорость |
Заданный индекс ДГ. Количество баллов |
Показатели тестируемого | |||
в изучающем чтении |
в ознакомительном чтении |
Скорость |
Индекс ДГ | ||
в изучающем чтении |
в ознакомительном чтении | ||||
50 слов/ в мин. |
200-220 слов/в мин. |
150-170 слов/в мин. = 8 баллов |
Примечание:;
Фактологический уровень понимания определяется следующими умениями в чтении:
ориентироваться в главных текстовых референтах;
вычленять и воспринимать единичные факты;
выделять смысловые вехи текста;
определять детали, иллюстрирующие/подтверждающие/поясняющие основные положения.
Концептуальный уровень понимания определяется умениями:
определять основные положения (суждения) текста;
выявлять связи между отдельными положениями (суждениями) текста;
устанавливать иерархию отдельных положений текста (глав ное -второстепенное);
соотносить отдельные части текста друг с другом (факты, от носящиеся к одной теме/проблеме);
определять вывод(ы) автора текста;
Информация по теме:
Практическое направление политологического подхода при изучении
обществознания
В рамках этого направления учащиеся реализуют себя как практики. Полученная на уроках теоретическая база позволяет отработать навыки организации и проведения процедуры предвыборной агитации и выборов. В качестве примера автор опыта приводит процедуру выборов «Ученик года школы». Согласно положению, ...
Изучение иностранного языка
Процесс обучения иноязычной речи рассмотрен не очень подробно. Но между тем нечеткие, неправильные, неадекватные принципы столь же опасны, как опасен непрочный фундамент здания, имя которому – «процесс обучения». Ефи́м Изра́илевич Па́ссов считал, что ни одна проблема – отбор и органи ...
Способы и правила создания проблемных ситуаций
На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых зна ...