Таким образом, от чтения с узко практической целью в начале II уровня овладения языком иностранные учащиеся должны перейти к чтению в широких познавательных целях, обладая целым спектром коммуникативных и интеллектуальных умений и навыков. Последние и являются объектами тестового контроля в конце курса обучения - на П-ом сертификационном уровне. Текстовой материал для этого контроля целесообразно вывести за пределы учебной макросферы, он должен быть доступным для тестируемых с различными узкими специальностями и соответствовать принципу профессионально-информационной значимости.
Определение количества и распределения информации в тексте.
Для проверки ознакомительного чтения могут быть использованы не все тексты. Одни тексты не подходят для этой цели из-за их большой информативной плотности (отсутствия избыточности), что не позволяет в них выделить 75 % информации, допустимой для соответствующего уровня понимания в этом виде чтения. Другие тексты не подходят для тестового контроля из-за высокой информационной избыточности, которая приводит к тому, что читающий, «вылавливая» основную (важную) информацию, переходит на просмотр большей части текста, тем самым изменяя стратегию чтения.
Отсюда в методике обучения чтению сделана попытка выработать эталон соотношения информативности и избыточности, обеспечивающий при ознакомительном чтении понимание информации текста, равное 75 %, определив коэффициент избыточности (Витковская Ж.В., 1975). Определение количественной характеристики понимания того или другого текста позволяет решить вопрос о целесообразности его использования для тестового контроля. Непригодными для этой цели считаются, например, тексты, в которых число уровней развития предикации близится к 1 или к числу компонентов предикации. Изменение значения количества компонентов развития предикации, охватывающих 75 % информации (С75) при переменном числе компонентов развития предикации (Ct) и уровней (L) в информационной структуре текста можно определить по таблице, предложенной Ж.В.Витковской. Ниже мы предлагаем сокращенный вариант таблицы.
|
Число компонентов развития предикации (С,) |
Количество уровней в информационной структуре (L) | ||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
|
1 |
1,0 | ||||||
|
2 |
2,03 |
2,0 | |||||
|
3 |
2,75 |
2,5 |
2,25 | ||||
|
4 |
3,5 |
3,12 |
2,75 |
2,3 | |||
|
5 |
4,5 |
3,8 |
3,35 |
2,9 |
2,45 | ||
|
6 |
5,0 |
4,5 |
4,0 |
3,5 |
3,0 |
2,5 | |
Информация по теме:
Тенденции гуманизации и демократизации образования
В Европу идеи гуманизма проникли позже (XV — XVI вв.), они нашли свою почву в русском обществе и со временем трансформировались в русскую гуманистическую традицию. По утверждению философа В.А. Малинина, к русской гуманистической традиции следует подходить, как к историко-культурному явлению, в кото ...
Организация самостоятельной работы в процессе
обучения информатике
В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельная познавательная деятельность учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. ...
Анализ развития идеи народной педагогики в истории
Казахстана
Народная педагогика Казахстана представляла собой синтез педагогической мысли, опыта и традиции разных этнических компонентов, из которых формировались народы этого региона. Народные педагоги располагали многочисленными средствами, методами и приемами воспитания, подготовки подрастающего поколения ...