Таким образом, от чтения с узко практической целью в начале II уровня овладения языком иностранные учащиеся должны перейти к чтению в широких познавательных целях, обладая целым спектром коммуникативных и интеллектуальных умений и навыков. Последние и являются объектами тестового контроля в конце курса обучения - на П-ом сертификационном уровне. Текстовой материал для этого контроля целесообразно вывести за пределы учебной макросферы, он должен быть доступным для тестируемых с различными узкими специальностями и соответствовать принципу профессионально-информационной значимости.
Определение количества и распределения информации в тексте.
Для проверки ознакомительного чтения могут быть использованы не все тексты. Одни тексты не подходят для этой цели из-за их большой информативной плотности (отсутствия избыточности), что не позволяет в них выделить 75 % информации, допустимой для соответствующего уровня понимания в этом виде чтения. Другие тексты не подходят для тестового контроля из-за высокой информационной избыточности, которая приводит к тому, что читающий, «вылавливая» основную (важную) информацию, переходит на просмотр большей части текста, тем самым изменяя стратегию чтения.
Отсюда в методике обучения чтению сделана попытка выработать эталон соотношения информативности и избыточности, обеспечивающий при ознакомительном чтении понимание информации текста, равное 75 %, определив коэффициент избыточности (Витковская Ж.В., 1975). Определение количественной характеристики понимания того или другого текста позволяет решить вопрос о целесообразности его использования для тестового контроля. Непригодными для этой цели считаются, например, тексты, в которых число уровней развития предикации близится к 1 или к числу компонентов предикации. Изменение значения количества компонентов развития предикации, охватывающих 75 % информации (С75) при переменном числе компонентов развития предикации (Ct) и уровней (L) в информационной структуре текста можно определить по таблице, предложенной Ж.В.Витковской. Ниже мы предлагаем сокращенный вариант таблицы.
Число компонентов развития предикации (С,) |
Количество уровней в информационной структуре (L) | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
1 |
1,0 | ||||||
2 |
2,03 |
2,0 | |||||
3 |
2,75 |
2,5 |
2,25 | ||||
4 |
3,5 |
3,12 |
2,75 |
2,3 | |||
5 |
4,5 |
3,8 |
3,35 |
2,9 |
2,45 | ||
6 |
5,0 |
4,5 |
4,0 |
3,5 |
3,0 |
2,5 |
Информация по теме:
Система начального образования Л.В. Занкова особенности комплекта учебников
по системе Л.В. Занкова
Дидактическая система, ведущая цель которой оптимальное общее развития каждого школьника, разрабатывалась в процессе многолетнего педагогического эксперимента Л.В. Занковым и его учениками. В 60-е годы прошлого столетия была сформулирована Концепция этого учения, включающая основную идею, принципы ...
Процес обучения
Под знаниями в обучении понимают основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области ...
Организация занятий методом круговой тренировки
После ознакомления с упражнениями комплекса, я приступаю к тестированию – определению максимального теста . По команде все занимающееся начинают выполнять 1-е упражнение в быстром темпе. Продолжительность упражнения 30 секунд. Во время перерыва занимающиеся записывают выполненное количество повторе ...