Конструктивистское основание для тестов, проверяющих навыки и умения в чтении

Педагогика » Конструктивистское основание для тестов, проверяющих навыки и умения в чтении

Страница 2

С учетом особенностей характера информационного чтения рас­смотрим некоторые его компоненты.

Скорость чтения. Установлено, что изменение характера чтения (стратегии) связано с таким техническим фактором, как скорость из­влечения информации из текста. В установках к выполнению тесто­вых заданий скорость чтения регламентирована временем: указывает­ся время, за которое испытуемый должен прочитать текст для изуча­ющего чтения объемом в 500 слов, текст для ознакомительного чтения - объемом приблизительно в 1500 слов. В данном случае за са­мое медленное чтение (изучающее) мы принимаем скорость 50-55 слов/в минуту, а за быстрое чтение (ознакомительное) – скорость 200-220 слов/в минуту. Следует заметить, что скорость чтения специ­алисты определяют по количеству печатных знаков, прочитанных за один час. Если определять скорость по количеству слов, прочитанных за один час, то надо учитывать, что в разных текстах слова имеют раз­ную длину. Например, в тексте для изучающего чтения количество букв в большинстве слов колеблется от 9 до 17, в тексте для ознакоми­тельного чтения - от 8 до 16. Для большей точности подсчета следо­вало бы установить различные шкалы для определенния фактической скорости чтения, что оказывается достаточно сложной процедурой.

Мы придерживаемся другой точки зрения. На сертификационный контроль выходят учащиеся с достаточно сформированной техникой чтения, которые оперируют единицами восприятия различной протя­женности — от слова до сверхфразового единства. Минимальной еди­ницей является слово, а не отдельные знаки, поэтому и подсчет ско­рости чтения целесообразнее определять по количеству слов в тексте. Что касается длины слова, то следует принимать во внимание факт: в профессионально-ориентированных текстах, как правило, использу­ются слова, состоящие из большего количества знаков (от 12 до 17 знаков, и у студентов уже сформирован навык целостного восприятия таких слов.

Теперь о важном показателе уровня технических навыков чтения, который не вошел в тест «Чтение», в оценочную шкалу из-за услож­ненной процедуры фиксации и подсчета в условиях экзамена. Таким показателем является показатель диапазона гибкости (ДГ) - величи­на изменения скорости чтения при переходе от медленного (изучаю­щего) к быстрому (ознакомительному) чтению. Показатель ДГ может выступать в числе основных показателей в оценочной шкале или вы­ступать в качестве дополнительного показателя.

Так, исходным показателем ДГ является разность между быстрой и медленной скоростями: 200-220 слов/в минуту - 50 слов/в минуту г 150-170 слов/в минуту. Если испытуемый прочитал текст (объемом в 850 слов) не за 5 минут, которые указаны в тестовом задании, а за 3 минуты, то скорость его чтения составит 270 слов/в минуту, а пока­затель ДГ возрастет до 225 слов/в минуту, что будет свидетельствовать об уровне техники чтения выше среднего.

Гибкость проявляется не только в выборе определенной скорости чтения, но и в выборе техники чтения. Следовательно, по ДГ тестиру­емого мы может судить о его технических возможностях.

Характер текстового материала. Проверку навыков и умений чте­ния целесообразно проводить на текстовом материале из социально-профессиональной макросферы (Изаренков Д.И., Чонг Зо Нгуен, 1997) (научная, производственно-практическая сферы), научно-пуб­лицистического жанра. Примером могут служить тексты, представ­ленные в тесте «Чтение» в медико-биологическом модуле (Типовые тесты . Профессиональный модуль «Медицина. Биология», 2001):

«Дефицит двигательной активности»;

«Вирус гепатита и рак печени»;

в инженерно-техническом модуле «Строительство. Механика» (Типовые тесты . Профессиональный модуль «Строительство. Меха­ника», 2002):

«Небоскребы (Проблема строительства высотных зданий)»;

«Как вернуть нулевой уровень (Проблема технологии поднятия фундамента)»;

в геологическом модуле1:

«Уголь XXI века (Перспектива развития энергетических ресурсов)»;

«Фасциальный анализ - основа палеографических реконструкций (Виды палеографических реконструкций)».

Отбор текстов для проверки чтения в данном случае обусловлен следующим.

В методической литературе, посвященной проблемам чтения, раз­личают три уровня чтения, отличающихся степенью компетенции чи­тающего: минимальный (элементарный), студенческий и профессио­нальный (Коряковцева Н.Ф., 1983). На сертификационном экзамене должен проверяться профессиональный уровень - уровень, достаточ­ный для реализации интеллектуальных, профессиональных потреб­ностей в информации при работе с различного рода литературой. Для профессионального уровня чтения характерно такое качество, как его продуктивность - достижение необходимого результата в оптималь­ное время с минимальной затратой усилий благодаря способности чи­тающего управлять процессом чтения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Дежурства как форма организации труда детей
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, Не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат о ...

Экспериментальная деятельность в детских учреждениях
Цель создания экспериментальной модели "детский сад - начальная школа" была достигнута и в основном исчерпана на организационно - управленческом уровне в связи с утверждением Типового положения (2009) об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педаг ...

Информационные технологии в работе с родителями
С каждым годом все большее количество людей получает доступ к компьютерным телекоммуникациям, сети Интернет, различным средствам ИКТ. Это связано с массовым распространением компьютеров и программного обеспечения, увеличением числа компьютеров, эксплуатируемых в домашних условиях, расширением облас ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru