Основное содержание умений, интеллектуального компонента культуры умственного труда и способы их формирования

Педагогика » Уровень разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда » Основное содержание умений, интеллектуального компонента культуры умственного труда и способы их формирования

Страница 3

Таким образом, только овладев в полной мере специальными операциями, школьники могут научиться умениям учиться.

Есть все основания считать, что обучение умению учиться только на эмпирическом уровне уже не может соответствовать задачам современной школы. Нельзя мирится с таким положением, когда «школьник изучает и узнаёт многое о звёздных и морских глубинах, о далёких галактиках и элементарных частицах, о государственном строе Древнего Египта и Вавилонии, но ничего не изучает и ничего не знает о том, что происходит у него в голове, когда он воспринимает и познаёт окружающий мир»

Для повышения качества обучения необходимо развивать учебно-познавательные способности не только на эмпирическом уровне, но и на теоретическом.

О том, что только эмпирический уровень формирования умений в мыслительной деятельности не может быть признан удовлетворительным, свидетельствует как повседневные наблюдения учителей, так и специально проведённые исследования. По данным, приведённым в книге Ю.К. Бабаинского «Рациональная организация учебной деятельности», «анализ причин неуспеваемости одной тысячи учащихся средних и старших классов показал, что 50% отстают в учёбе именно из-за слабого владения учебными приёмами. Вследствие неумения учиться оказались неспособными получить высшее образование 80% отчисленных из вузов студентов»

Т.И. Шамова приводит следующие сведения: «Сами учителя зачастую не владеют знаниями о ведущих учебных умениях. На заданны нами 225 слушателями курсов в Ворошиловградском пединституте и в институте усовершенствования учителей вопросы «Что такое анализ, сравнение, обобщение?» ответили лишь 136 учителей; из их ответов правильными или частично правильными были только 48%.

Выработка учебно-познавательных умений должна осуществляться постоянно в ходе формирования знаний. Эта мысль звучит в трудах многих педагогов и методистов. Особое внимание этой проблеме уделял В.А. Сухомлинский «Без увеличения и вдохновения, - подчёркивал он, - без осмысления умственного труда как процесса поисков и находок обучение превращается в зубрёжку; из него выпадает главная цель школы – общее умственное развитие, формирование пытливого ума, воспитание жажды знаний». Н.К. Крупская писала: «Нам надо научить ребят осмысливать свой труд, понимать, как его надо организовывать…»

Главными признаками теоретического уровня формирования умения учиться являются: разъяснение способов учебно-познавательной деятельности и осознанное применение их учащимися.

Процесс разъяснения интеллектуального умения состоит из следующих элементов: а) общая характеристика и формулирование его краткого определения; б) вычленение умственных действий, из которых складывается процедура его применения (и которые могут быть отражены в соответствующей памятке); в) проведение первого обучающего упражнения.

Переход к теоретическому уровню формирования учебно-познавательных умений делает их особым объектом изучения и тем самым создаёт условия для их более глубокого и прочного усвоения. Это соответствует требованиям оптимизации учебного процесса и развивающей методике обучения. Обеспечивается также более полное осуществление дидактического принципа о ведущей роли теоретических знаний.

«Теоретический уровень, позволяет достичь осознанного усвоения методов учения, тем самым обеспечивает возможность их переноса, т.е. применение в новой учебно-познавательной обстановке». Например, формируемое на уроках литературы умение рецензировать ответы своих товарищей учащиеся смогут использовать в ходе изучения других предметов лишь в том случае, если учитель разъяснит, из каких умственных действий состоит этот общенаучный приём. Способность осуществлять подобный перенос делает приём обобщённым и служит самым убедительным доказательством его усвоения.

Формирование интеллектуальных приёмов на теоретическом уровне стимулирует более интенсивное развитие мышления, как общего, так и специального (математического, исторического и д.р.). Чем более свободно владеют школьники данными приёмами, тем более активно участвуют они в учебном процессе и поэтому тем шире возможности для его проблемного построения.

Поскольку процессуальная сторона обучения неразрывно связана с содержательной, разъяснение способов мыслительной деятельности обеспечивает улучшение усвоение усвоения основ изучаемых в школе наук. Так, вполне, очевидно, что учащиеся, владея приёмом «обобщение», смогут намного лучше готовится к обобщающим урокам и усваивать их содержание.

Усиливается также интерес к учёбе, который служит, как известно, могучим средством её мотивации. Интересной для человека может стать лишь такая работа, которую он умеет хорошо делать и которая вследствие этого приносит ему радость успеха. Исследования психологов показали, что интерес у школьников может вызвать не только изучаемый материал, но и сам процесс изучения, если этот процесс осуществляется осознанно и результативно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по теме:

Теоретическое мышление в ракурсе ППФ. Интериоризация
Преподаватели психолого-педагогического факультета (ППФ) красноярского государственного университета обучающие студентов являются носителями теории развивающего обучения Эльконина – Давыдова. Теория, которая имеет практическое применение в школе, практически реализуется в школе и ВУЗе, занятия выст ...

Особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста в онтогенезе
Основополагающее значение для понимания грамматического строя и словообразования в частности имеют работы А.Н. Гвоздева, С.А. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. В исследованиях известного лингвиста А.Н. Гвоздева собран уникальный фактический материал. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процес ...

Основные отличия в проведении занятий в детском саду при внедрении ФГТ
Современные педагоги выделяют девять основных различий между установленными ФГТ и прежними правилами: 1) Прежние требования предъявлялись непосредственно к содержанию и методам дошкольного образования, в то время как ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образо ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru