Основное содержание умений, интеллектуального компонента культуры умственного труда и способы их формирования

Педагогика » Уровень разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда » Основное содержание умений, интеллектуального компонента культуры умственного труда и способы их формирования

Страница 6

Нужно только не забывать, что игра рекомендуется как временно средство, помогающее только преодолеть возникшие отставания от класса. Игра помогает таким ребятам, потому что непонятная для них учебная задача заменяется игровой. А наша цель заключается в том, чтобы ребёнок научился самостоятельно выделять учебную задачу. Поэтому в каждом случае, когда в ходе игры ребёнок приобрёл какие-то знания, надо добиваться, чтобы он понял, чего он раньше не знал и чему теперь научился. Если, например, он раньше умел складывать только до 10, а теперь умеет складывать с переходом через десяток, то надо постараться разъяснить ему, что это именно то, чем он должен был овладеть.

Многие учителя, зная, что выделение учебной задачи часто представляет большие трудности для учеников начальных классов, на каждом уроке специально отводят время, чтобы проверить, как поняли ученики смысл конкретных заданий. Они просят школьников ответить на вопрос: «Чему мы сегодня учились на уроке?» Это помогает ребятам понять, что они учились, например, вычитать из одного числа другое, а не просто рисовали палочки в тетрадке, писали цифры или двигали кружки на счётах.

Следует заострить внимание на том, что именно начальный период обучения является ключевым для формирования полноценной учебной деятельности. Если же он упущен, то наверстать потерянное удаётся позднее лишь ценой больших затрат времени и большого труда.

У каждой психологической функции, каждой способности существует оптимальный период для её развития, когда она формируется легко, быстро и, как правило, вполне полноценно. Такой период носит в психологии название сензитивного (т.е. особо чувствительного, благоприятного). Если же сензитивный период по каким-то причинам оказывается упущенным, то соответствующая функция, навык, способность формируется с большим трудом и к тому же довольно часто с какими-то дефектами. Так, для освоения учебной деятельности во всех её звеньях (не только учебной задачи, но и остальных) младший школьный возраст является сензитивным периодом. Это время наиболее благоприятное, чтобы заложить основу для умения учиться. Всё, что не сделано в этом возрасте, позже будет сделать намного сложнее.

В педагогической литературе учебные действия обычно описываются с чисто внешней стороны – школьник читает, слушает учителя, делает упражнения. Всё это открыто глазам наблюдателя. А какую внутреннюю умственную работу совершает школьник в то время, когда он читает, слушает, выполняет упражнения? Как складывается его работа, протекающая «про себя»? Ведь читать и слушать можно по разному.

Почему-то в одних случаях школьник читает учебник и сразу усваивает материал, а в других не может запомнить его и после многократного повторения. Иногда, слушая учителя, он понимает смысл ещё до окончания объяснения, с полуслова, но бывает и так, что он ничего не может понять и при повторных объяснениях.

Чтобы разобраться в этом, рассмотрим, какими приемами может пользоваться ученик при изучении материала, какие трудности встречаются при этом наиболее часто, как можно помочь школьнику справиться с ними.

Часто вызывает острые споры вопрос о пользе дословного заучивания.

С одной стороны, какая-то часть учебного материала всегда требует точного заучивания – стихотворения, таблица умножения, теоремы, формулы, хронология, формулировка основных законов и т.д. Обучая ребёнка этому, школа формирует у него умения, которые будут необходимы на протяжении всего обучения.

С другой стороны, хорошо известно, что у ребят в младших классах часто наблюдается стремление воспользоваться буквальным заучиванием вместо логически осмыслённого запоминания материала, в результате они затрудняются изложить текст кратко, своими словами, не видя основного содержания, с трудом отвечают на вопросы. Стремление к буквальному заучиванию может стать препятствием к усвоению правильных приёмов учения.

Таким образом, необходимо точно видеть ту грань, за которой буквальное заучивание перерастает во вредную привычку. Возьмем простой случай – заучивание какого-нибудь стихотворения. Первоклассник понимает, что от него требуется: дословно запомнить стихотворение, с тем, чтобы завтра рассказать его перед классом. И у ребёнка возникает мысль: «Я должен научиться заучивать стихи. А как это делать?» Если такая мысль не появится у ребёнка, надо, чтобы её подсказали старшие. Это очень важно, потому что так возникает осознание поставленной перед ним учебной задачи («Я должен научиться заучивать стихи»). И одновременное – осознание необходимости построить свою деятельность в соответствие с этой задачей, найти нужные приёмы работы («А как это делать?»)

В процессе работы ребёнок пользуется простейшими приёмами заучивания – читает несколько раз, пытается воспроизвести текст сначала небольшими частями, затем объединяя эти части в достаточно крупные отрывки и, наконец, полностью. В этом случае модно объяснить ему, что одни приёмы более эффективнее, чем другие, и натолкнуть его на мысль о необходимости сравнивать их между собой и отбирать лучшие. Например, попытки самому воспроизвести материал дают лучший результат, чем многократное повторение по книге. Надо помочь ребёнку самому в этом убедиться. Так начинается столь важная работа по формированию учебных действий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Информация по теме:

Характеристика методов воспитания
Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения учебно-воспитательных задач. Методы представляют собой механизм, обеспечивающий взаимодействие и взаимоотношение воспитателя и воспитанников. Метод воспитания частей является совокупностью составляю ...

Методические основы изучения табличного умножения и соответствующих случаев деления
Первоначальное изучение умножения и деления целесообразно осуществлять в следующей последовательности трех циклов задач (по три задачи в каждом цикле): I цикл: а,б) умножение при постоянном множимом и деление по содержанию (совместно); в) деление на равные части. II цикл: а,б) уменьшение и увеличен ...

Основные механизмы процесса аудирования с точки зрения психологии
В предыдущем разделе было дано психологическое обоснование механизмам аудирования. Далее целесообразным представляется подробнее остановиться на основных механизмах процесса аудирования и его составляющих. Термин «аудирование» часто употребляется в качестве синонима термину «слушание», однако данны ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru