Основное содержание умений, интеллектуального компонента культуры умственного труда и способы их формирования

Педагогика » Уровень разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда » Основное содержание умений, интеллектуального компонента культуры умственного труда и способы их формирования

Страница 4

«Разъясняя учебные приемы, мы помогаем школьникам овладевать научной организацией своего труда и тем самым добиваться значительного повышения его производительности. А это основной путь к ликвидации перегрузки учащихся, что особенно важно в сегодняшней ситуации. Известно ведь, что устают больше оттого, что работают неумело, чем оттого, что работают много. Если ученик не владеет обобщенным умением решать математические задачи, на подготовку к уроку у него, естественно уйдёт больше времени, чем у школьников, которые такими умениями обладают.

Хорошо организованный учебный труд оказывает большое воспитательное воздействие на учащихся: способствует выработке трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, умение беречь время. В процессе учебного труда формируется не только интеллектуальный, но и нравственный облик личности. «Я тысячу раз убеждался, - писал В.А. Сухомлинский, - что трудовое воспитание начинается за партой, за книгой…» «Тружеником познания» уважительно называл он ученика. Однако позитивные качества личности учебный труд воспитывает лишь в том случае, если школьник умеет учиться. «Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание –лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становится всё крепче, и разорвать его всё труднее».

При обучении школьников именно учиться появляется возможность заранее планировать, в каком классе, при изучении какого материала будет разъяснён тот или учебный приём, на каких последующих уроках умение применять его будет закрепляться и совершенствоваться. Соответственно же общему плану определяются частные задачи каждого урока по развитию учебно-познавательных способностей учащихся. Возникает также основа для разработки и реализации межпредметной программы формирования интеллектуальных приёмов. Да и сами ученики получают возможность более активно управлять своей учебной работой: так усвоив несколько способов самоконтроля, они в каждом конкретном случае смогут правильно выбрать наиболее подходящий способ.

И, наконец, овладение учащимися интеллектуальными умениями служит важнейшей предпосылкой для того, чтобы после окончания школы её выпускники могли успешно заниматься дальнейшим образованием и – что особенно важно – самообразованием.

Следует, однако, учитывать, что разъяснять школьникам нужно лишь немногие, наиболее необходимые и доступные учебно-познавательные методы и принципы, а также помнить, что, в отличие от других способов деятельности, способы мышления трудно поддаются осознанию и расчленению на составные части (чтобы на конкретном примере убедиться в этом описать процесс своего размышления над каким-либо вопросом).

Включение в содержание школьного образования слишком много обширных теоретических сведений об умственном труде может усилить перегрузку учащихся, помешать решению многих других образовательных и воспитательных задач.

В младших классах методы умственного труда формируются в основном на эмпирическом уровне, но опыт обучения свидетельствует, что уже в начальной школе можно и нужно элементарно и доступно разъяснять учащимися некоторые приёмы. Наиболее благоприятные условия для обучению умению учиться существуют в средних классах, так значительно возрастают познавательные способности школьников, а уроки пока ещё не перегружены большим и сложным материалом (что позволяет выделить время для проведения упражнений по формированию учебно-познавательных умений). В старших классах знания о способах умственной деятельности не только закрепляются, но и значительно расширяются, углубляются, что даёт возможность применять их на практике для самостоятельной творческой работы.

Решая вопрос, в каком именно классе целесообразно осуществить переход к теоретическому уровню выработки того или иного приёма, в качестве главных критериев следует учитывать, во-первых, необходимость осознанного овладения приёмом для развития мышления и усвоения учебного материала, а во-вторых, возрастной уровень познавательных возможностей учащихся. Оптимальный вариант, индивидуально подобранный для каждого приёма, может быть найден лишь при условии, что будут приниматься во внимание все многочисленные факторы, влияющие на формирование данного умения. В одном случае приём разъясняется уже в начальных классах, в другом – после длительного эмпирического применения, в третьем – на самой высшей ступени школьного образования.

Учитываются и связи, которые существуют между способами учебно-познавательной деятельности. Например, нельзя разъяснять, что такое анализ, не объясняя при этом, что такое синтез; нельзя приём «систематизация» разъяснять раньше, чем приём «классификация».

Выбирая урок, на котором целесообразно разъяснять учебный приём, надо выяснить: есть ли потребность в такой педагогической операции для лучшего усвоения изучаемой темы? Есть ли возможность выделить для разъяснения достаточно времени? Можно ли будет на последующих уроках по данному курсу или по другим курсам учить школьников применять этот приём?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по теме:

Информатизация труда учителя
С каждым годом труд учителя становится все сложнее. Изменяется содержание учебных дисциплин, появляются новые средства и методы обучения. Во многих случаях повышение сложности труда учителя связано с все возрастающим потоком информации, которую должен учитывать учитель в своей работе. Использование ...

Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и я ...

Задачи математического образования в подростковой школе
Исследователи развивающего обучения Б.Д. Эльконин и И.Д. Фрумин полагают, что “учебная деятельность в подростковом возрасте должна быть продолжена как учебно-эксперементальная”, в которой предметом являются условия существования и границы предметной области, описываемой через некое исходное отношен ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru