Основное содержание умений, интеллектуального компонента культуры умственного труда и способы их формирования

Педагогика » Уровень разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда » Основное содержание умений, интеллектуального компонента культуры умственного труда и способы их формирования

Страница 9

Таким образом, умение работать с книгой и другими источниками информации является составной частью общеучебных умений и навыков школьников.

Не менее важными общеучебными умениями и навыками являются: овладение приёмами поиска нужной литературы в библиотеке, знакомство с основными видами литературы – художественной, общественно-политической, научно-популярной, справочной, а также умение слушать и осмысливать предлагаемую устную информацию, пользоваться различными техническими источниками информации (телевидение, радио и д.р.), а также умения, формирующие культуру устной и письменной речи, т.е. умения отвечать на вопросы и ставить их; связно излагать изучаемый материал (сжато, подробно, выборочно); использовать различные типы речи – описание, повествование, рассуждение; выступать с докладами сообщениями; принимать участие в дискуссии; выполнять различные работы – изложение, сочинение, отзыв или рецензия, составление деловых бумаг и т.д.; делать краткие записи основного содержания информации – простой и сложный план, тезисы, конспект, реферат, графическая форма записи (схема, таблица, график, диаграмма).

Наконец, обязательным компонентом учебной деятельности, который нужно сформировать у школьника, чтобы он мог успешно учиться, является контроль и самооценка.

Так, первоклассники достаточно хорошо могут контролировать своё внешнее поведение, но ещё не умеют держать под контролем свою умственную деятельность. И причина этого не сколько в лёгкой переключаемости детей, сколько в непонимании ими задач контроля и самооценки. Обычная в этом смысле ошибка, допускаемая школьниками, заключается в следующем. Для того чтобы выучить, скажем, правило, ребёнок садится пытается запомнить его в ходе многократного прочитывания. Он не замечает пропущенного или изменённого им слова, хотя при этом нередко искажается смысл самого правила. Прочитав материал 5-6 раз, ребёнок откладывает книгу и заявляет: «Выучил». При этом ребёнок не пользуется активным воспроизведением материала ни как средством запоминания, ни как средством контроля. Он не пытается сам повторить нужное правило, чтобы убедиться, знает он его или нет. Он говорит: «Выучил», когда чувствует близость того, что он запомнил к оригиналу. То, что при этом могло выпасть какое-то слово и изменился смысл правила, он самостоятельно обнаружить не в состоянии.

Необходимость формирования у школьников контроля и самооценки вполне очевидна.

Если речь идёт о начальных классах, то, прежде всего необходимо довести до сознания ребёнка со всей ясностью одну простую истину: только повторяя урок самому себе, товарищам, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет.

По мере того как ученик переходит из класса в класс, меняется и объём, и качественное содержание изучаемого материала. Соответственно этому меняются и приёмы умственной работы школьника. Понятно, что и приёмы самоконтроля также должны измениться. Вначале пересказ материала был одновременно и способом заучивания, и способом контроля. С течением времени пересказ вслух или про себя становится по преимуществу методом самоконтроля и должен помогать ученику разобраться, выучил он урок или нет, а что касается самого материала, то решающее значение имеют разные виды активной работы с ним.

Затем полный развёрнутый контроль начинает постепенно сокращаться, и ученик всё чаще проверят прочность запоминания, воспроизводя только логическую опорную схему материала. Повторять несколько раз заданный урок во всей его полноте, как это требуется при ответе в классе, становится приёмом нерациональным, трудоёмким и отнимающим в силу большого объёма материала очень много времени. Поэтому старшеклассники, овладевшие правильными учебными навыками и привыкшие самостоятельно работать над рационализацией своего умственного труда, контролируют себя, намечая в уме план ответа. Если ученик мысленно представляет себе схему ответа, значит, он хорошо помнит содержание.

«Следует обратить особое внимание на то, чтобы у школьника постепенно складывались достаточно прочные, устойчивые и объективные критерии оценки самого себя и своих знаний». Иначе рано или поздно придется столкнуться с проблемой расхождения самооценки со школьной отметкой.

Значение выполнения учебных задач дома в том, что они развивают самостоятельность рассуждений и действий ученика. Хотя он работает в соответствии с указаниями учителя и по учебнику, но действует индивидуально, что способствует развитию мышления, помогает осознанному овладению материалом.

Учащиеся привыкают контролировать себя, свои мысли, свои действия. Ученик вынужден искать пути и способы решения задания.

Особенно полезны в этом отношении творческие задания, когда, например, на доступном фактически материале можно выполнить задание разными способами.

«Домашняя учебная работа должна удовлетворять определённым требованиям».

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Информация по теме:

Информационно-развивающие методы обучения
К информационно-развивающим относятся методы, с помощью которых получают учебную информацию в готовом виде - в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа), или диктора (учебный кинофильм), или путем самостоятельного чтения учебника, учебного пособия, обучающей программы (программи ...

Занимательный материал в организации трудового обучения и воспитания
Основной сферой деятельности детей до 7 — 8 лет является игра. Как важное средство воспитания, она значительное место занимает и в народной педагогике: « .Игры для детей — серьезное занятие, своего рода уроки, готовящие к труду . Игровая деятельность порою сливается с трудовыми праздниками и входит ...

Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и цел ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru