Система работы по формированию волевых качеств учащихся 4– го класса через игру

Педагогика » Формирование волевых качеств личности в процессе игровой деятельности » Система работы по формированию волевых качеств учащихся 4– го класса через игру

Страница 6

Формированию волевых качеств помогали и игры на речевом материале.

Они предлагались детям на уроках русского языка, на переменах, во внеучебное время. Опишем некоторые из них.

1. «Поиграем со словами».

Любое слово пишется на доске. Ребятам дается задание: к каждой букве слова придумать слова на заданную тему (животные, транспорт, растения и др.). Например, на доске слово зебра. Слова к нему – зубр, енот, барсук, рысь, антилопа.

2.Игра «Логогрифы»

– в них новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога.

Из слова выбрасывают одну букву, чтобы получилось слово, имеющее новое значение. Например: «Выброси из слова коса первый звук (оса), из слова столб последний звук (стол)». Детям были предложены слова: парк (пар), духи (дух), сухо (ухо), поле (пол), точки (очки), леса (лес), роса (оса), гроза (роза).

Добавляют к слову один звук, чтобы получилось новое слово (игра, обратная предыдущей): мех (смех); лень (олень); клад (склад).

Заменяя в слове один звук, можно получить новое слово: свет – цвет, норка – корка, песок – лесок.

3. «Разведчики»

. Детям выдавали «шифр» – обозначение букв цифрами на основе алфавита – и зашифрованное послание, которое им нужно было расшифровать. Сначала в послании было зашифровано одно слово. Учащиеся его расшифровывали, а затем составляли свои послания и менялись ими.

Игра заинтересовала детей. Сначала она вызвала трудность: дети ошибались в нахождении букв, не правильно расшифровывали слово; не могли потом сами зашифровать свое слово. Это побуждало учащихся к настойчивости, упорству, самостоятельности, вызывало стремление добиться успеха.

4.«Колесница слов»

. В эту игру играли сразу все дети. Для разрешения спорных моментов можно было пользоваться орфографическим словарем. Первый играющий называл слово из 4 букв (существительное нарицательное в именительном падеже, то есть отвечающее на вопрос «Что?»). Второй называл четырехбуквенное слово, начинающееся с буквы, которой заканчивается слово, названное предыдущим играющим. Эту «эстафету» продолжал следующий играющий и так далее. Повторять слова было нельзя, хотя были и повторения слов. Тот, кто не мог придумать нужное слово, проигрывал. Игра развивала знание слов, различение букв, память и находчивость, настойчивость, самостоятельность.

Условия игры менялись: например, искали пятибуквенные или трехбуквенные слова.

5. «Каркас»

. Сначала выбирали три (две или даже одну) согласные буквы (например, к, н, т). Буквы писали на доске. Затем все играющие «натягивали на каркас» гласные буквы (а также мягкий, твердый знак и букву й), то есть придумывали слова, состоящие из этих согласных (в любом порядке) и любых гласных (ткань, кант, канат, нитки, никто .). Побеждал тот, кто придумывал последнее слово.

Игра в акронимы

развивала фантазию, умение «работать со словами», расширяла словарный запас, знакомила с понятием «акроним». Кроме того, игра формировала ответственность, настойчивость, терпение. Играли с подгруппами детей. Один из играющих задумывал какое-то словосочетание и произносил его в виде акронима (сочетания его первых букв). Например, акроним МТП означал мягкая теплая подушка. Сначала для простоты ввели такое правило: загадывать только вещи, которые находятся в классе. Остальные отгадывали. Если хотя бы одно слово было угадано, водящий об этом сообщал. Тот, кто первым угадывал все словосочетание, выигрывал и сам в следующий раз загадывал свой акроним.

Использование творческой игры на уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания. Немаловажно также и то, что творческая игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, волевые качества, умение находить решение в нестандартной ситуации.

На уроках творческую игру использовали неоднократно. Для того чтобы интерес к ней не снизился, ее модифицировали за счет замены оборудования (вводили новые предметы, картинки, условные обозначения) или вводили новые правила. Привлекать к этому процессу и самих учащихся: для того, чтобы проявили фантазию и изменили игру, а также создали новую, чтобы играть не только на уроке, но и во внеурочное время.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по теме:

Комплекс компетенций составляющих компетентность
В компетенциях учащихся можно выделить базовый и продвинутый уровни. Покажем это на примере компетенций в области компьютерной грамотности и овладения языком. Базовые компетенции обеспечивают умение ученика включить и выключить компьютер, знать, для чего нужны те или иные виртуальные кнопки и «икон ...

Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности учащихся
Кратко проанализируем процесс овладения учащимися знаний, навыков и умений. Под знаниями понимают совокупность усвоенных учеником сведений, понятий, представлений о предметах и явлениях окружающего мира и деятельности. Ученик овладевает знания путем изучения и обдумывания определенных явлений и зак ...

Основные требования к проведению занятий в соответствии с ФГТ
1. Создание четкой программы занятия, направленных на развитие качеств ребенка, определенных в десяти образовательных областях «Здоровье», «Познание», «Физическая культура», «Труд», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литерат ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru