Задача учителя – донести до сознания ребенка народную мудрость

Педагогика » Методика работы над сказкой » Задача учителя – донести до сознания ребенка народную мудрость

Страница 4

Беседу Пискунова вела по плану, привычному для ее учеников с I класса: что я вижу в этом художественном произведении, что слышу, чувствую.

На первом уроке по этой сказке учительница рассказала об Аркадии Голикове.

На уроке сказку читали в основном учащиеся, правда, заранее подготовленные.

Учитель читал только отрывки со словами всадника, отца, брата, об армии мальчишей-малышей, всю пятую часть, помогая детям интонацией, своим отношением к поступкам героев, темпом и другими средствами выразительности понять сложность происходящего и поведение главного героя произведения.

После первого чтения учительница с ребятами, озаглавливая части сказки словами гайдаровского текста и обосновывая, почему первая часть названа, например, «Живи да работай – хорошая жизнь!», а другая - «Кругом беда», обратила внимание на своеобразный язык этого литературного произведения.

Доступность, эмоциональная выразительность, колоритность языка писателя побуждает детей к рисованию иллюстраций к этой сказке.

Дома учащиеся выполняют рисунки и уже в собственном творчестве углубляются в литературные образы, созданные писателем. Кроме рисунков, ученики отмечают в тексте отрывки, в которых, повествуя о поведение Кибальчиша в различных жизненных ситуациях, продумывают его поведение.

На следующем уроке учительница попыталась помочь своим третьеклассникам понять типичность гайдаровского героя, почувствовать, что гайдаровские мальчиши – собирательный литературный образ, в нем присутствуют черты, которые характерны для реально существующих героев революции и гражданской войны. В связи с этим учительница использовала фотографии и тексты из альбомов-плакатов «Герои-пионеры» об Алеше Кузнецове, Мише Гаврилове, Павлуше Андрееве и текст об Аркадии Гаврилове, так как автор изучаемого произведения был юным участником гражданской войны. Эти тексты, заранее размноженные учителем на машинке в 35 экземплярах, лежали на парте у каждого ученика.

Урок учительница начала с прослушивания первых двух куплетов песни Я. Шведова и А. Белого «Орленок». Ее мелодия эмоционально подготовила учащихся к разговору о юных героях революции и гражданской войны.

Дети молча, про себя прочитали тексты, лежащие перед ними. Все, о ком они прочитали, были сыновьями революционной страны, решившие ни за что на свете никому не отдать в труде и боях добытого народного счастья.

Сам А.П. Гайдар шесть лет пробыл в Красной Армии, а позже написал о большом своем боевом пути следующее: «Но самое главное, что я запомнил, - это то, с каким бешеным упорством, с какой ненавистью к врагу, безграничной и беспредельной, сражалась Красная Армия одна против всего белогвардейского «мира».

После чтения текста учащиеся отвечают на вопрос учителя:

- Кому могут принадлежать эти слова? «Вероятно, потому, что в армии я был еще мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам ., как все оно начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел все же не мало».

Этот текст был записан на доске. Учащиеся понимают и то, что А. Гайдар в юном возрасте был на войне, видел настоящих живых героев, и то, что рассказать об этом он хочет им, сидящим сейчас в классе мальчишкам и девчонкам. Это непосредственное обращение к ним писателя и участника гражданской войны звучит очень убедительно. Дети верят в искренность и правдивость читаемого произведения еще и потому, что разговор с ними ведется серьезно, как со взрослыми.

Учащиеся разбирают, чем похож Мальчиш-Кибальчиш на существующих в жизни маленьких героев. Отмечают, что гайдаровский Мальчиш, погибая, улыбается, слыша приближение Красной Армии, и Павлуша Андреев умирает с улыбкой на лице, радуясь победе своих товарищей. И Мальчиш, и Алеша, и Миша помогают Красной Армии.

Кибальчиш, как Киря Баев, не выдал тайны.

Объединяет их всех и то, что и литературный образ, и живые участники революции – дети.

Далее разговор на уроке ведется о том, каким создает своего литературного героя А.П. Гайдар.

Опираясь на текст, делая из прочитанного вслух соответствующие выводы, учащиеся с помощью учителя сказали, какие черты живого человека они видят в Мальчише: чуткость, гордость, твердость духа и слова, готов помочь Красной Армии, был хорошим командиром.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по теме:

Рекомендации по проведению занятий в соответствии с ФГТ
Первоначальным является корректирование режима дня с учетом работы конкретного дошкольного учреждения. Примерный режим дня включает: - режимные моменты (утренняя гимнастика, прием пищи и др.); - игровая деятельность; - организованная образовательная деятельность; - прогулка; - самостоятельная деяте ...

Сущность метода моделирования
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым, заключаетс ...

Проблема формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста и ее взаимосвязь с развитием мелкой моторики в психолого — педагогической литературе
Речь – это средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться переживаниями, сопереживать, искать п ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru