Задача учителя – донести до сознания ребенка народную мудрость

Педагогика » Методика работы над сказкой » Задача учителя – донести до сознания ребенка народную мудрость

Страница 5

Воссоздав с учащимися образ Мальчиша, учительница направила внимание детей на то, что, обладая прекрасными человеческими качествами, деятельный, стремительный, Мальчиш не смог бы один одержать победу над «проклятым буржуинством». Герой Гайдара действует вместе с армией мальчишей-малышей. Мысль о том, что в нашей стране трудные, черные дни войны все, от мала до велика, встают на защиту своего отечества, четко и ярко подчеркнута Гайдаром а его произведении.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, как откликнулись мальчиши на призыв Кибальчиша.

Обратив внимание на соответствующие отрывки текста, характеризующие единство, сплоченность людей в нашей стране, учитель задает вопрос:

- А как бы вы ответили на вопрос: что это за страна? В чем ее главная сила?

Своими ответами ученики выражают тот идейный смысл, который несут художественные образы этой сказки.

Урок заканчивается чтением слов Гайдара о счастье: «Что такое счастье – это каждый понимает по-своему. Но все вместе люди знают и понимают, что надо честно жить, много работать и крепко любить и беречь эту огромную и счастливую землю».

Учащимся понравился этот урок. Работали они много, активно и увлеченно. У некоторых появилось даже желание выразить свое настроение в стихах, пусть несовершенных в художественном отношении, но показывающих, что идейный смысл читаемого они поняли правильно.

Так, Маша Хохлова написала такое стихотворение:

Мальчиш-Кибальчиш - это преданный мальчик,

Под знаменем шел впереди,

Он жизнь свою начал под знаменем красным,

Под знаменем красным погиб.

Как ни пытали его буржуины,

Как ни пытались правду узнать,

Разгромили мы буржуинов.

Понимание идеи читаемого пришло к учащимся в результате углубленного внимания к литературному, образному языку этого произведения, целенаправленной работы с текстом.

Кроме того, помогли зрительные впечатления, оставшиеся от экскурсии к памятнику Мальчишу-Кибальчишу. Самое яркое, главное из того, что дети запомнили – стремительность, движение, порыв юного Кибальчиша.

Собственное творчество учащихся, которое выражалось в создании иллюстраций к тексту, в умении сделать вывод из прочитанного, выразительно прочитать понравившийся отрывок или высказать свое отношение к читаемому тоже способствовало наполнению литературного образа духовным, идейным смыслом.

Таким образом, работая над сказкой Гайдара, педагог использовал различные методы и приемы работы. Она сумела с интересом донести до сознания учащихся идейный смысл этого произведения.

2) Далее я хотела бы описать, как учительница Новосибирской школы №158 Г.М. Гамзаева работала на уроках чтения со сказкой «Айога».

Этот педагог строит работу со сказкой своеобразно.

Он создает на уроке атмосферу постепенного погружения в особый мир каждой конкретной сказки, точно чувствуя ее многослойность и качественную неоднородность. При этом особое внимание уделяет познанию языка сказки – ее первого слоя, помогающего читателю осмысленно и прочувствованно проникнуть в глубину предметного и идейного содержания «сказочного мира», т.е. в другие его слои.

Сейчас я опишу, как Г.М. Гамзеева организовала знакомство первоклассников с нанайской народной сказкой «Айога».

Сказка «Айога» достаточно знакомая по языковым средствам и вполне доступная для детей по фактическому содержанию, очень глубока по внутреннему смыслу, подтексту.

Если учитель заботится о воспитании вдумчивого читателя с развитым воображением, образной памятью и чувством поэтического слова (а именно это и я является главной целью в работе на уроках чтения Г.М.Гамзаевой), то необходимо приблизить ребенка к пониманию подтекста сказки, ее нравственного содержания, помочь почувствовать, как важно быть хорошим, добрым, внимательным человеком, способным слушать и слышать не только себя, но и других.

Человек по-настоящему красив лишь тогда, когда у него красивая душа, а не только внешность.

Сказка «Айога» ведь и об этом, но об этом говорить напрямую с первоклассниками очень трудно. Да и нужно ли им?

Лучше о сказке говорить языком сказки, чувствуя ее интонацию, ее особый ритм, аромат точно найденного сказочником в той или иной ситуации слова. Но ведь все это тоже не лежит на поверхности. У этой сказки, как и любой другой, есть своя тайна. Надо подобрать ключ, чтобы открыть ее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Информация по теме:

Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН
В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н., Казанской В.Л и др. Речевой и наглядный материал для данных упраж ...

Самосознание дошкольника
А.Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Этот период считается наиболее сензитивным к сфере человеческих отношений. Социальная направленность всей личности ребёнка становится определяющей в его психическом развитии. Процесс социального взрос ...

Система начального образования Л.В. Занкова особенности комплекта учебников по системе Л.В. Занкова
Дидактическая система, ведущая цель которой оптимальное общее развития каждого школьника, разрабатывалась в процессе многолетнего педагогического эксперимента Л.В. Занковым и его учениками. В 60-е годы прошлого столетия была сформулирована Концепция этого учения, включающая основную идею, принципы ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru