Анализ результатов исследования пространственных и временных представлений у детей с задержкой психического развития

Педагогика » Пространственно–временные представления: исследование и формирование у детей с задержкой психического развития » Анализ результатов исследования пространственных и временных представлений у детей с задержкой психического развития

Страница 7

Рис. 8. Распределение дошкольников по уровням успешности выполнения 8 блока методики: «Представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра» (в %).

При исследовании сформированности представлений о временах года выявилось, что в полном объеме ориентированы в обозначениях времен года, их последовательности и цикличности 20% детей (IV уровень).

40% продемонстрировали III уровень успешности выполнения методики. Дети самостоятельно без называния правильно определяют время года на картинках, в правильной последовательности раскладывают картинки и перечисляют в правильном порядке. Однако с заданием: «Что следует за осенью? Что бывает перед летом?» - не справляются, даже с помощью экспериментатора. Возможно, причиной является непонимание смысла предлогов и непрочное знание последовательности времен года. Трудным оказалось задание назвать время года, начиная с лета. При самостоятельном перечислении времен года в правильной последовательности все дети начинали с текущего(зима). У 35% (I уровень) и 5% (II уровень) представления о временах года сформированы очень слабо. Не смотря на то, что дети перечисляют времена года без опоры на картинки, это знание является механическим заучиванием. Дети не всегда правильно определяют время года по картинке, не дифференцирую весну и осень, затрудняются в установлении последовательности смены времен года, не могут дать вербальные отчеты.

Рис. 9. Распределение дошкольников по уровням успешности выполнения 9 блока методики: «Представления о временах года» (в %).

Представления о месяцах, эта категория временных эталонов и их последовательность оказалась у дошкольников с ЗПР подготовительной к школе группы наименее сформированной. Все 100% детей продемонстрировали низший I уровень. Дети даже со стимулирующей помощью взрослого не могут определить, какой месяц изображен на картинке, перечислить сезонные месяцы, назвать их последовательность, назвать какой месяц бывает до или после заданного. Исключение составляет текущее время года – зима. Часть детей называет зимние месяцы, с помощью взрослого могут правильно установить последовательность. Сложным данное задание оказывается и для детей с нормально развивающимся психическим развитием. В данном блоке методики, дети с нормальным психическим развитием показали самый низкий общегрупповой процент успешности 82%. Дети с нормой перечисляют зимние месяцы. С помощью взрослого могут назвать названия месяцев других времен года.

Рис. 10. Распределение дошкольников по уровням успешности выполнения 10 блока методики: «Представления о месяцах» (в %).

Анализ результатов исследования представлений о днях недели показал, что, у большинства детей с ЗПР 70% (I уровень) не сформированы данные понятия или сформирован плохо. Не смотря на то, что большинство детей самостоятельно перечисляют весь недельный цикл, как это принято в нашей культуре начиная с понедельника, они затрудняются в перечислении, начиная со среды, называют только пять дней. У этих детей нет четкого представления о цикличности, о том, что недельный цикл состоит из семи дней. Названия дней недели заучены детьми механически, без чувственного понимания их последовательности. Сказывается также непонимание детьми предлогов и не понимание наречий: раньше, позже. Дети с ЗПР лучше справляются с заданиями, если имеют перед собой зрительную опору.

Рис. 11. Распределение дошкольников по уровням успешности выполнения 11 блока методики: «Представления о днях недели» (в %).

При обследовании понимания дошкольниками обратимых активных и пассивных конструкций все 100% обследуемых с ЗПР продемонстрировали I уровень с разбросом показателей от 0% до 40%, в отличие от стопроцентной успешности группы детей с нормально развивающейся психикой.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по теме:

Теоретическое обоснование индивидуального подхода на уроках физической культуры
При оздоровительной тренировке по принципу «навстречу Природе» акцент делается на развитие сильных сторон двигательной подготовленности учащихся, присущих каждому соматотипу и наиболее бурно развивающихся именно в этом возрасте при таких занятиях моторная плотность занятий и средняя интенсивность н ...

Триединая цель урока как главное условие успешной организации и проведения урока
Проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели – нет управления, без цели – нет результата. Цель - это заранее запрограммированный результат, который человек должен получит в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Тр ...

Основные качества, способности, умения будущего педагога
Следует выделить три группы качеств, которые необходимы учителю - специалисту по интенсивному обучению иностранным языкам для успешного обучения им учащихся средней школы. · Психофизиологические характеристики: эмоциональность, внимательность, хорошая память, четкая дикция, уравновешенность. · Личн ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru