Анализ результатов исследования пространственных и временных представлений у детей с задержкой психического развития

Педагогика » Пространственно–временные представления: исследование и формирование у детей с задержкой психического развития » Анализ результатов исследования пространственных и временных представлений у детей с задержкой психического развития

Страница 8

Рис 12. Распределение дошкольников по уровням успешности выполнения 12 блока методики: «Понимание обратимых активных и пассивных конструкций» (в %).

Таким образом, проведенное исследование выявило, что у большинства детей с ЗПР, участвовавших в констатирующем эксперименте имеются проявляющиеся в разной степени стойкие нарушения в понимании и словесном обозначении временных и пространственных отношений.

У дошкольников с задержкой психического развития обнаружено несовершенство самых нижних уровней пространственно временных представлений, а именно, соматогнозиса, восприятия пространства, существующего в пределах их собственного тела и взаимодействия с внешним пространством «от тела».

Дети с ЗПР не понимают конструкций обозначающих пространственное расположение предметов, еще сложнее им эти отношения отразить в собственной речи. У них затруднено восприятие верхне-нижнего, право-левого расположения объекта и его деталей в пространстве. Все это не создает прочного фундамента для полноценного формирования вышележащего уровня пространственных представлений, а именно, вербального обозначения пространства и способности свободного оперирования данными категориями в устной речи.

Не сформированы понятия, обозначающие определенные временные периоды. Дети не могут отразить с помощью имеющихся у них речевых средств категории времени. Наряду со сложностями вербального выражения пространственно-временных отношений, обнаружены сложности в понимании этих отношений. Дети не только не могут верно исправить ошибку, допущенную экспериментатором при построении предложения, но часто не замечают её вовсе. Дети с ЗПР не понимают логико-грамматические конструкции, выражающие пространственно-временные отношения.

Сравнительный анализ результатов выполнения заданий методики дошкольниками, что уровень сформированности пространственно-временных представлений у детей с ЗПР не соответствует возрастной норме. Ни у кого из обследуемых с ЗПР не выявлен IV уровень успешности. Только у 15%, из 20 обследованных детей с ЗПР, зарегистрирован II уровень и у 10% III уровень.

Ниже представлена гистограмма иллюстрирующая уровень выполнения заданий детьми с ЗПР и детьми с нормальным психическим развитием. На вертикальной оси расположены уровни выполнения заданий в %, на горизонтальной – номера блоков методики, где:

ориентировка в «схеме собственного тела».

ориентировка в «схеме тела» человека стоящего напротив.

понимание предлогов.

употребление предлогов.

ориентировка на листе бумаги.

ориентировка на листе бумаги, перевернутом на 180*.

представления о частях суток.

представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».

представления о временах года.

представления о месяцах.

представления о днях недели.

понимание обратимых активных и пассивных конструкций.

Рис. 13. Соотношение результатов выполнения заданий всех блоков методики детьми экспериментальной, контрольной и сопоставительной групп в ходе констатирующего эксперимента (в баллах).

Гистограмма (рис.13) наглядно иллюстрирует отставание в формировании пространственно временных представлений у детей с ЗПР от сверстников с нормально формирующейся психикой. Наибольшее отставание ЗПР от нормы зарегистрировано в понимании обратимых активных и пассивных конструкций. Большая разница в уровнях сформированности умений перешифровки изображения на 180*, представлениях о днях недели. Никий уровень в сравнении с нормой в представлениях о месяцах, в представлениях «вчера», «сегодня», «завтра».

Рис. 13(а). Соотношение результатов выполнения заданий всех блоков методики детьми экспериментальной, контрольной и сопоставительной групп в ходе констатирующего эксперимента (в баллах).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Информация по теме:

Образ в музыке и музыкальная драматургия
Следующие темы, в которых литература играет большую роль, это образ в музыке и музыкальная драматургия. С этими темами дети знакомятся в седьмом классе. На уроках ребята знакомятся с фрагментами из опер, узнают, что для их сочинения необходимо либретто (краткий пересказ содержания оперы, балета, оп ...

Исторические основы активных методов обучения
Под «содержанием образования» понимают типы деятельности, которыми должен овладеть человек, необходимые знания о мире, а также знания о способах получения этих знаний. Существующее сегодня содержание образования ориентировано главным образом на получение сведений, количество которых растет (разбуха ...

Средняя группа. Количество и счет
Программа средней группы направлена на дальнейшее формирование математических представлений у детей. Она включает обучение счету до 5 на сравнении двух множеств, выраженных смежными числами. Важной задачей в этом разделе остается умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда п ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru