Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования

Педагогика » Особенности изучения лирического произведения в старших классах » Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования

Страница 7

Поэт показывает разных женщин и разную любовь. От первого чувства до "преступной страсти". "Теперь бы с красивой солдаткой Завесть хорошо роман", - думает Сергей, направляясь в деревню Криуши. В словах о русском мужике оказывается уместным и образ, построенный в форме русской озорной загадки: "Он мыслит до дури о штуке, Катающейся между ног". Как большинство таких загадок, на первый взгляд неприличных и вульгарных, эта обозначает совершенно невинный предмет, в данном случае - конкретную примету послереволюционной деревни - велосипед.

На протяжении всего произведения поэт настойчиво употребляет эпитет "белый" и вставляет его в разные картинки. Белый цвет - символ духовной чистоты, высокой нравственности и непогрешимости в крестьянской среде. В историческом - белое движение и т.д. В бытовом и природном смысле: белый цвет одежды и цветущих вишен, белый и чистый снег, ассоциации с которым вызывает фамилия героини поэмы.

С тремя разными ликами героини связаны основные идейно-тематические линии поэмы - прошлое, настоящее и будущее время; трехмерное пространство - революционная деревня, цветущий сад и чужие дали лондонского порта, где оказалась Снегина; и разные чувства героя-рассказчика: мечты о счастье, разочарование и, наконец, принятие жизни такой, какова она есть, со всеми ее радостями и горестями. А главное - уважение к истории своей многострадальной родины.

Сюжет и композиция "Анны Снегиной" также ярко выявляют столкновение различных мнений и неоднозначность отношения автора к происходящим событиям. Поэма состоит из пяти соразмерных частей. Первая часть является прологом. В ней дана предыстория событий, которые разыгрались в деревне в 1917 году.

Герой поэмы, известный поэт, возвращается в родные места после долгого отсутствия. Словоохотливый возница всю дорогу "поет" ему "печальные вести" о мужицких войнах двух соседних сел - зажиточного Радово и обделенного землей Криуши. После столкновения радовцев и криушан десять бунтовщиков сослано в Сибирь. Захирело зажиточное Радово. Но герой думает о своем, совсем о другой - Первой мировой войне ("Война мне всю душу изъела . ") и Февральской революции, то есть о судьбе всей России, которые и являются причиной "неурядов" в каждой российской деревне.

Вот тогда-то впервые странным диссонансом к трагическим социальным событиям неожиданно возникают прекрасные картины природы ("дорога довольно хорошая", "разросшийся сад", "состарившийся плетень") и воспоминание о девушке в белом.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: "Нет!"

Далекие, милые были!

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили.

Но мало любили нас.

Во второй части картина цветущего весеннего сада вызывает неожиданный всплеск чувств, который также резко контрастирует с мыслями о суровой действительности: "Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек". Здесь рассказ о тех же "мужицких войнах" дается совсем иначе из уст старухи мельничихи, а помещица Снегина с иронией вспоминает, что поэт, приехавший из Петербурга, - "забавный такой господин", был когда-то "забавно" в нее влюблен.

Главным эпизодом второй части является "горластый мужицкий галдеж" на крыльце у Прона о земле, о войне и о Ленине, а в четвертой части действие происходит уже после победы революции в России ("В России теперь Советы И Ленин - старшой комиссар"). Ключом к пониманию авторского отношения к происходящему является образ Анны Снегиной, именем которой Есенин назвал свою любимую поэму.

Воспоминание о первой несостоявшейся любви, молодости, весне и калитке в цветущий сад, странный "наплыв шестнадцати лет", который возникает в самых сложных обстоятельствах то в памяти героя, то героини (например, у Анны после болезни Сергея и известия о гибели мужа), становится романтическим лейтмотивом, который определяет нравственную эволюцию человека и неразрывную связь природного и нравственного развития.

В четвертой части поэмы, кульминационной в развитии исторических событий, усадьбу Снегиных конфискуют. И вместо ответа на вопрос поэта: "Скажите, Вам больно, Анна, За ваш хуторской разор?" - Анна снова вспоминает свою первую любовь. Затем дороги героев расходятся, казалось бы, навсегда.

Противоречие социального и природного ощущается на протяжении четырех частей поэмы и уравновешивается лишь в заключительной, пятой части, которая строится на двух письмах - мельника и Анны. В письме мельника говорится о событиях в Криуше за прошедшие шесть лет после отъезда поэта из родных мест, а главное о том, что "Теперь стал спокой в народе, И буря пришла в угомон".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по теме:

Позиция учителя в дидактической поисковой модели
Предполагается организация педагогом развивающей комфортной среды для каждого ученика, а это означает постоянное развитие группы (ее ценностей, отношений) до уровня истинного коллектива. Чем на более высоком уровне развития находится группа, тем больше увеличиваются ее возможности в плане развития ...

Проблема развития памяти в научной литературе
Исследования памяти имеют междисциплинарный характер, так как в различных формах она встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. Работы немецкого психолога Г. Эбингауза в конце прошлого века пол ...

Практические методы обучения
Метод упражнений. Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса. Дидактика формулирует ряд правил проведения упражнений. Первым правилом является доведение до сознания обучаемых цели и порядка выполнения упражнения. Разнообразие ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru