Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования

Педагогика » Особенности изучения лирического произведения в старших классах » Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования

Страница 7

Поэт показывает разных женщин и разную любовь. От первого чувства до "преступной страсти". "Теперь бы с красивой солдаткой Завесть хорошо роман", - думает Сергей, направляясь в деревню Криуши. В словах о русском мужике оказывается уместным и образ, построенный в форме русской озорной загадки: "Он мыслит до дури о штуке, Катающейся между ног". Как большинство таких загадок, на первый взгляд неприличных и вульгарных, эта обозначает совершенно невинный предмет, в данном случае - конкретную примету послереволюционной деревни - велосипед.

На протяжении всего произведения поэт настойчиво употребляет эпитет "белый" и вставляет его в разные картинки. Белый цвет - символ духовной чистоты, высокой нравственности и непогрешимости в крестьянской среде. В историческом - белое движение и т.д. В бытовом и природном смысле: белый цвет одежды и цветущих вишен, белый и чистый снег, ассоциации с которым вызывает фамилия героини поэмы.

С тремя разными ликами героини связаны основные идейно-тематические линии поэмы - прошлое, настоящее и будущее время; трехмерное пространство - революционная деревня, цветущий сад и чужие дали лондонского порта, где оказалась Снегина; и разные чувства героя-рассказчика: мечты о счастье, разочарование и, наконец, принятие жизни такой, какова она есть, со всеми ее радостями и горестями. А главное - уважение к истории своей многострадальной родины.

Сюжет и композиция "Анны Снегиной" также ярко выявляют столкновение различных мнений и неоднозначность отношения автора к происходящим событиям. Поэма состоит из пяти соразмерных частей. Первая часть является прологом. В ней дана предыстория событий, которые разыгрались в деревне в 1917 году.

Герой поэмы, известный поэт, возвращается в родные места после долгого отсутствия. Словоохотливый возница всю дорогу "поет" ему "печальные вести" о мужицких войнах двух соседних сел - зажиточного Радово и обделенного землей Криуши. После столкновения радовцев и криушан десять бунтовщиков сослано в Сибирь. Захирело зажиточное Радово. Но герой думает о своем, совсем о другой - Первой мировой войне ("Война мне всю душу изъела . ") и Февральской революции, то есть о судьбе всей России, которые и являются причиной "неурядов" в каждой российской деревне.

Вот тогда-то впервые странным диссонансом к трагическим социальным событиям неожиданно возникают прекрасные картины природы ("дорога довольно хорошая", "разросшийся сад", "состарившийся плетень") и воспоминание о девушке в белом.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: "Нет!"

Далекие, милые были!

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили.

Но мало любили нас.

Во второй части картина цветущего весеннего сада вызывает неожиданный всплеск чувств, который также резко контрастирует с мыслями о суровой действительности: "Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек". Здесь рассказ о тех же "мужицких войнах" дается совсем иначе из уст старухи мельничихи, а помещица Снегина с иронией вспоминает, что поэт, приехавший из Петербурга, - "забавный такой господин", был когда-то "забавно" в нее влюблен.

Главным эпизодом второй части является "горластый мужицкий галдеж" на крыльце у Прона о земле, о войне и о Ленине, а в четвертой части действие происходит уже после победы революции в России ("В России теперь Советы И Ленин - старшой комиссар"). Ключом к пониманию авторского отношения к происходящему является образ Анны Снегиной, именем которой Есенин назвал свою любимую поэму.

Воспоминание о первой несостоявшейся любви, молодости, весне и калитке в цветущий сад, странный "наплыв шестнадцати лет", который возникает в самых сложных обстоятельствах то в памяти героя, то героини (например, у Анны после болезни Сергея и известия о гибели мужа), становится романтическим лейтмотивом, который определяет нравственную эволюцию человека и неразрывную связь природного и нравственного развития.

В четвертой части поэмы, кульминационной в развитии исторических событий, усадьбу Снегиных конфискуют. И вместо ответа на вопрос поэта: "Скажите, Вам больно, Анна, За ваш хуторской разор?" - Анна снова вспоминает свою первую любовь. Затем дороги героев расходятся, казалось бы, навсегда.

Противоречие социального и природного ощущается на протяжении четырех частей поэмы и уравновешивается лишь в заключительной, пятой части, которая строится на двух письмах - мельника и Анны. В письме мельника говорится о событиях в Криуше за прошедшие шесть лет после отъезда поэта из родных мест, а главное о том, что "Теперь стал спокой в народе, И буря пришла в угомон".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по теме:

Система начального образования Л.В. Занкова особенности комплекта учебников по системе Л.В. Занкова
Дидактическая система, ведущая цель которой оптимальное общее развития каждого школьника, разрабатывалась в процессе многолетнего педагогического эксперимента Л.В. Занковым и его учениками. В 60-е годы прошлого столетия была сформулирована Концепция этого учения, включающая основную идею, принципы ...

Простой способ повторять материал
Вам будет полезно перечитать раздел из первой части данного пособия «Простой способ повторять материал, начиная с первого дня». Хотя Вы уже далеко ушли от этого первого дня, содержащиеся там предложения и советы становятся все более актуальными по мере приближения экзамена. Помните, что значительну ...

Основные качества, способности, умения будущего педагога
Следует выделить три группы качеств, которые необходимы учителю - специалисту по интенсивному обучению иностранным языкам для успешного обучения им учащихся средней школы. · Психофизиологические характеристики: эмоциональность, внимательность, хорошая память, четкая дикция, уравновешенность. · Личн ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru