Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования

Педагогика » Особенности изучения лирического произведения в старших классах » Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования

Страница 5

Современные исследователи также расходятся в оценке "Анны Снегиной". Одни определяют главную тему поэмы, полную драматических коллизий, как революционную (Октябрь в деревне), другие считают главной тему любви, третьи видят ее самой "антикрестьянской" поэмой Есенина. "В "Анне Снегиной" "как сон, как утренний туман" слетела с его глаз романтическая дымка, через которую он видел русского мужика: верующим, крепким, работящим. Годы мировой и Гражданской войн, насилие власти, ответное насилие народа, разруха и нравственный распад, при которых было дозволено грабить награбленное, проявили в деревне все худшее, темное, завистливое, что теплилось в ней всегда".

Каждое отдельное определение не отражает всего содержания этой многоплановой поэмы. Каждый автор по-своему прав и в то же время по большому счету не прав, так как смотрит на нее лишь с одной стороны. В то время как авторская позиция выявляется в сложном взаимодействии различных сюжетных линий, богатом подтексте и контрапункте противоположных оценок, которые дают ее персонажи происходящим событиям.

Доктор филологических наук Наталия Игоревна Шубникова-Гусева в статье "О поэме Есенина "Анна Снегина" обращает внимание на название поэмы, указывает на сходство сюжета "Анны Снегиной" и "Евгения Онегина". Она говорит, что "Анна Снегина" - самая пушкинская поэма Есенина (хотя здесь можно увидеть сознательное развитие традиций Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева и даже Н.В. Гоголя). Сходство "Анны Снегиной" с "Евгением Онегиным" проявляется в дворянской теме-перекличке сюжетных мотивов, писем Татьяны к Онегину и Анны к Сергею, сходстве фамилий главных героев - О-негин и С-негина, "разности" между автором и героем поэмы Сергеем."

Прославленный петербургский поэт едет в родные сельские места на дрожках, как Евгений Онегин "летел в пыли на почтовых". Есенин намеренно подчеркивает сходство с сюжетом пушкинского романа в мелочах, чтобы ярче оттенить различие. Поэт XX века рисует других героев в другой исторической обстановке.

В героине "Анны Снегиной" сохраняется нечто от пушкинской Татьяны. Известный поэт Сергей из "Анны Снегиной" также образ-смешение: в нем есть нечто от скучающего Онегина, но в отличие от пушкинского романа в стихах этот образ совмещает действующего героя и рассказчика, двух в одном. Причем Есенин, как и Пушкин, постоянно подчеркивает разность между самим собой, автором, и героем поэмы, которому дает свое имя, принимая на свой счет слова рассказчика из "Евгения Онегина": "Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной ." и т.д.

Кроме того, Есенин как бы меняет местами главных героев. Пушкинский Онегин "в деревне, вдали от суетной молвы", отвергает любовь юной Татьяны. Позже Татьяна, верная своему долгу, отказывает Онегину. У Есенина все наоборот: "девушка в белой накидке" ласково говорит "нет" своему юному другу, а, став зрелой женщиной и потеряв мужа, мечтает о новой возможности их любви. Но знаменитый поэт остается к ней холоден. Его больше волнуют перемены, происходящие в селе: "Скажите, Вам больно, Анна. За ваш хуторской разор?"

Шубникова-Гусева обращает внимание на то, что "некоторые автобиографические черты имеет образ героя-рассказчика, "знаменитого поэта", которому автор дает свое имя - Сергей - и свое призвание - он поэт - и даже свою славу "Москвы кабацкой", упоминая "стихи про кабацкую Русь". В то же время герой-рассказчик во многом не совпадает с автором поэмы. Он приезжает в родные места как давний знакомый и гость, живет не дома, а у мельника и смотрит на самого себя холодно, как бы со стороны. В 1917 году, к которому относится действие поэмы (исключая эпилог и последнюю, пятую часть), Есенин не испытывал чувства тоски, не был ни автором "Москвы кабацкой", ни знаменитым поэтом.

Герой поэмы более прозорлив, чем был Есенин в те далекие годы. Поэт из "Анны Снегиной" уже в 1917 году почувствовал ломку традиционного крестьянского уклада в деревне, которая не сулила России ничего хорошего ни в социальном, ни в нравственном плане. Поэтому вполне закономерно, что бунтарь Прон Оглоблин в поэме гибнет, а приспособленец Лабутя процветает; новая, Советская власть создает почву для того, чтобы такие лабути жили, "не мозоля рук". И Есенин первым увидел образ этого советского Клопа, задолго до того, как он стал героем сатирической пьесы В.В. Маяковского. Обратим внимание на образ главной героини. Облик девушки в белой накидке и надменной помещицы Снегиной, которая говорит о печальной тайне, "преступной страсти" женщины, брошенной "как выпитая бутыль", и та Анна Снегина, которая пишет из эмиграции в Россию по-матерински нежное письмо, проникнутое любовью к родине и воспоминанием о первой любви, не совпадают и живут как бы отдельной жизнью. Не случайно критики особенно иронизировали над словами помещицы Снегиной: "Потом бы меня вы бросили, как выпитую бутыль ." "Как она выражается, эта девушка в белом!" - возмущался К. Мочульский. И действительно, девушка в белом, которая умеет ласково даже отказать в любви ("сказала мне ласково "нет""), не может говорить так вульгарно".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по теме:

Содержание учебного материала – стержень урока
Содержание учебного материала - это тот фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися. Оно выступает в качестве своеобразной материальной основы урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников. Основу содержания учебного материала состав ...

Методы обучения, используемые в дидактических поисковых моделях
Поисковый подход в рамках моделей направлен на освоение учащимися дидактической модели обучения как организации систематической исследовательской деятельности; модели организации обучения как коммуникативно-диалоговой деятельности, активного обмена мнениями, творческой дискуссии. Учащийся ставится ...

Характеристика активных методов и форм обучения
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решен ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru