Эпиграфом к общей теме "Сергей Есенин. Жизнь и творчество" могут стать слова А. Серафимовича "Это был великий художник. С огромной интуицией, с огромным творчеством, единственный в наше время поэт. Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших, самых интимнейших, - ни у кого из современников . Чудесное наследство".
Тема 1. "Я последний поэт деревни…" (поэт и революция) (материалы к уроку)
Важнейшим вопросом при изучении жизни и творчества поэта является его отношение к революции. Учитель может рассказать о сложном и неоднозначном отношении поэта к революции, которое проявилось у поэта в 20-е годы. Важно показать, что Есенин как крупный художник сумел передать в своей поэзии предчувствие нового, а также драматические коллизии и переживания "последнего поэта деревни".
Первым откликом на Февральскую революцию явилось стихотворение "Разбуди меня завтра рано ." (1917). Оно начинается с обращения к матери и рисует символическую картину ожидания пришествия светлого гостя - явления Христа. Приметы дорогого гостя связаны с окружающим миром природы: "след широких колес на лугу", "золота" дуга, которую "треплет ветер", и шапка-месяц. Ожидание рассвета будущего дня, когда кобылица "игриво взмахнет" красным хвостом, передает мечты о будущем: автор надеется стать "знаменитым русским поэтом", который воспоет высшие ценности жизни, мать, дающую человеку жизнь, светлого гостя и дорогие приметы своего родного дома: "Воспою я тебя и гостя, Нашу печь, петуха и кров . И на песни мои прольется Молоко твоих рыжих коров".
Предчувствие нового выражено также в стихотворении "Я по первому снегу бреду ." (1917). Передавая робкую надежду на обновление мира, поэт совмещает самые чистые первые приметы разных времен года: первый снег выпадает в начале зимы, а упоминание ландышей соотносит вспыхнувшие силы с весенними цветами. С ожиданием встречи с дорогим гостем связаны первые приметы наступающей зимы (в природе) и весны (в душе человека). Не случайно эти приметы окрашены в белый цвет, который является для Есенина цветом мечты и любви.
В 1917 году Есенин встретил революцию вдохновенно. Он был тогда счастлив. С женитьбой на З.Н. Райх ("милой Зикан") в июле 1917 года поэт связывал романтические надежды на свой дом и семейный очаг. "В эти месяцы, - вспоминал его друг В.С. Чернявский, - были написаны одна за другой все его богоборческие и космические поэмы о революции. Он был весь во власти образов своей "есенинской Библии". "Пророк Есенин Сергей" с самой смелой органичностью переходил в его личное "я". "Есенинская Библия" состояла из десяти маленьких поэм: "Певущий зов", "Отчарь", "Октоих", "Пришествие", "Преображение", "Инония", "Сельский часослов", "Иорданская голубица", "Небесный барабанщик" и "Пантократор", в которых Есенин воспел творение нового мира. Революционные поэмы Есенина довольно сложны для восприятия школьников, но учитель может кратко сказать о них, раскрывая тему революции в творчестве поэта.
"В 20-е годы отношение поэта к революции стало неоднозначным. Поэт справляет "панихиду" по дорогому деревенскому миру, выражает не только свою боль, но и боль многих-многих жителей России, страны по преимуществу аграрной. Прощание с деревянной деревней не сводится к противостоянию деревни и города или протесту против наступления "железного гостя", новой технической эры паровозов и тракторов, как считали современники поэта. В каждой строчке выражена пронзительная боль от погибели традиционного уклада русской жизни, целого мира русской духовности, когда высшей ценностью являлось все живое - "милое родное звериное".
Поэту бесконечно дороги все приметы его родной земли, но больше всего ее великий народ, который без жалоб и слез переносит все великие беды и страдания и живет верой в ее лучшее будущее.
Сравнивая есенинскую "Русь" с лермонтовской "Родиной", исследователи видят перекличку двух поэтов в попытке разгадать свою странную любовь к России (ср. "Но я люблю - за что, не знаю сам ." (Лермонтов); "Но люблю тебя, родина кроткая, А за что - разгадать не могу ." (Есенин). Близки друг к другу картины, где Лермонтов и Есенин рисуют народную Русь в праздник и в часы короткого отдыха:
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с гиканьем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Лермонтов
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров,
А как гаркнут ребята с тальянкою.
Выйдут девки плясать у костров.
Информация по теме:
Практическое направление политологического подхода при изучении
обществознания
В рамках этого направления учащиеся реализуют себя как практики. Полученная на уроках теоретическая база позволяет отработать навыки организации и проведения процедуры предвыборной агитации и выборов. В качестве примера автор опыта приводит процедуру выборов «Ученик года школы». Согласно положению, ...
Задачи математического образования в подростковой школе
Исследователи развивающего обучения Б.Д. Эльконин и И.Д. Фрумин полагают, что “учебная деятельность в подростковом возрасте должна быть продолжена как учебно-эксперементальная”, в которой предметом являются условия существования и границы предметной области, описываемой через некое исходное отношен ...
Опросные методы
Сущность опроса в любом его виде сводится к тому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы. Различие между видами опроса сводится лишь к различию его форм, реже – к различию содержания вопросов4. Анкетирование – это метод получения ...