Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования

Педагогика » Особенности изучения лирического произведения в старших классах » Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования

Страница 4

Самым значительным произведением, которое Есенин завершает в последние дни своей жизни, является поэма "Черный человек" (1923 - 14 ноября 1925). Основное содержание произведения составляют сценки-диалоги поэта с черным человеком, которые восходят к народной сказке и притче о черте.

Действие поэмы происходит декабрьской метельной ночью при луне. Ночью перед Рождеством по народным поверьям происходит вечная борьба божеств добра и зла. Герой поэмы - желтоволосый поэт с голубыми глазами обращается к другу: "Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен". Но вместо друга к нему приходит черный человек, один из обликов, который принимает черт. Подтекст этой замены очевиден: герой поэмы живет в мире, где все направлено против человека, все противоречит его желаниям и даже друга вытесняет черный человек.

Ироничным и нравоучительным тоном прескверный гость говорит о жизни "скандального" поэта, бесцеремонно копошится в его душе. Содержание его слов, небрежная манера поведения, глаза, покрытые "голубой блевотой", гнусавый и бормочущий голос внушают отвращение. Негодующий и потрясенный, лирический герой дважды прерывает речь своего гостя возмущенной тирадой, а затем запускает в него тростью, но видит вместо черного человека разбитое зеркало.

Есенин ценил поэму гораздо выше своих коротких лирических стихов и считал, что "это лучшее, что он когда-нибудь сделал". Говоря о "Черном человеке", он не раз упоминал пушкинского "Моцарта и Сальери".

Пушкина и Есенина сближает многое, и, прежде всего, тема. Это произведения о Гении и высоком искусстве. Поэт - герой есенинской поэмы, сближен с Моцартом: его душу "томит бессонница" и "черные мысли", к нему также дважды приходит "черный человек". Но есенинский черный человек оказывается зеркальным отражением героя поэмы. И тем самым приводит читателей к мысли об ответственности художника за Зло и болезни мира. Если зло есть в мире, тс оно есть в каждом из нас.

Многозначность поэмы создается ее зеркальным построением (две одинаково построенные части и эпилог) и образностью. Образ Есенина диалогичен, он восходит к классической литературной традиции, народной мифологии и библейской символике. В народе существует поверье, что метель и свист ветра происходят от злых духов. В то же время сильный ветер (ураган, буря) является вестником божественного откровения. Зеркало также выступает в различных обликах: как правдивое (в старой иконологии - символ Богородицы) и как лживое (древнейший магический предмет общения с нечистой силой).

Главное, что стоит понять, анализируя "Черного человека": это поэма не предсмертная (ранний вариант написан в 1923 году), а скорее философская. Основные ее мотивы, особенно мотив души, остро ощущающей боль окружающего мира, и тема жертвы становятся сквозными в лирике Есенина, начиная с юношеских стихов.

Есенину свойственна пушкинская всечеловечность и отзывчивость на каждое состояние человеческого бытия и отношение к жизни как бесценному дару и части общего пути, начало и конец которого скрыты от человека. Чувство вечного круговорота жизни.

"Наиболее ярким и крупным произведением Есенина о революции и первой любви является поэма "Анна Снегина" (1925), основное действие которой происходит с весны до поздней осени 1917 года. "Мужицкие войны" двух соседних сел, зажиточного Радово и обделенного землей Криуши, причины деревенских "неурядов", захват усадьбы помещицы Снегиной и другие события даются здесь в оценке разных персонажей по-разному. Знаменательно и то, что поэма о революции рассказывает о любви, не получившей взаимности. Это придает произведению особую многозначность и помогает Есенину впервые в литературе 20-х годов подойти к теме революции, эмиграции и разобщенности русской интеллигенции с позиций национальных и общечеловеческих ценностей."

Тема 3. Поэма "Анна Снегина" (материалы к уроку)

Свою поэму "Анна Снегина" Есенин написал в начале 1925 года за очень короткий срок (чуть больше месяца). "Работается и пишется мне дьявольски хорошо. Я чувствую себя просветленным. Я понял, что такое поэзия". Но замысел ее вынашивался довольно долго.

Необычный сюжет произведения о революции, где главная героиня - не революционерка, а дворянка, а потом эмигрантка - Анна Снегина; откровенная ориентация поэмы на русскую классику, и прежде всего на Пушкина, и одновременно смелое нарушение канонов классического жанра; смелое сочетание повествовательности, диалога, эпического сюжета и лирических воспоминаний о первой любви, а также другие новаторские черты "Анны Снегиной" выделяли ее среди поэм середины 20-х годов.

"Очень большая" и "очень хорошая", по словам самого автора, поэма, которой он особенно гордился, была встречена многими с откровенным непониманием и издевательской иронией. "Еще нянюшку туда - и совсем Пушкин", - шутили "друзья" поэта. Критики иронизировали, видя в поэме "любовную канитель" на фоне бунтующей деревни или "маленький лирический пустячок". На этом основании нередко отказывали "Анне Снегиной" в социальной значимости. Восхищались лишь рядовые читатели и некоторые критики, преимущественно в провинции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по теме:

Предпрофильная подготовка учащихся средней школы
Как уже было сказано, в старшей школе каждый учащийся может выбрать один из 5-6 профилей: гуманитарный, естественнонаучный, математики и информатики, экономики и права, технический, эколого-аграрный. У многих школьников выбор является случайным, не вполне соотносится с реальными способностями и воз ...

Формирование гуманных отношений взрослого к ребенку
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку) ...

Теоретическая интерпретация педагогического опыта
Ведущая идея опыта: Формирование правовой культуры учащихся на основе создания условий для творческого развития личности, формирование и становление ее гражданственности, раскрытие личности и ее интеграция в общество являются важными предпосылками для того, чтобы молодые люди стали самостоятельными ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru