Самым значительным произведением, которое Есенин завершает в последние дни своей жизни, является поэма "Черный человек" (1923 - 14 ноября 1925). Основное содержание произведения составляют сценки-диалоги поэта с черным человеком, которые восходят к народной сказке и притче о черте.
Действие поэмы происходит декабрьской метельной ночью при луне. Ночью перед Рождеством по народным поверьям происходит вечная борьба божеств добра и зла. Герой поэмы - желтоволосый поэт с голубыми глазами обращается к другу: "Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен". Но вместо друга к нему приходит черный человек, один из обликов, который принимает черт. Подтекст этой замены очевиден: герой поэмы живет в мире, где все направлено против человека, все противоречит его желаниям и даже друга вытесняет черный человек.
Ироничным и нравоучительным тоном прескверный гость говорит о жизни "скандального" поэта, бесцеремонно копошится в его душе. Содержание его слов, небрежная манера поведения, глаза, покрытые "голубой блевотой", гнусавый и бормочущий голос внушают отвращение. Негодующий и потрясенный, лирический герой дважды прерывает речь своего гостя возмущенной тирадой, а затем запускает в него тростью, но видит вместо черного человека разбитое зеркало.
Есенин ценил поэму гораздо выше своих коротких лирических стихов и считал, что "это лучшее, что он когда-нибудь сделал". Говоря о "Черном человеке", он не раз упоминал пушкинского "Моцарта и Сальери".
Пушкина и Есенина сближает многое, и, прежде всего, тема. Это произведения о Гении и высоком искусстве. Поэт - герой есенинской поэмы, сближен с Моцартом: его душу "томит бессонница" и "черные мысли", к нему также дважды приходит "черный человек". Но есенинский черный человек оказывается зеркальным отражением героя поэмы. И тем самым приводит читателей к мысли об ответственности художника за Зло и болезни мира. Если зло есть в мире, тс оно есть в каждом из нас.
Многозначность поэмы создается ее зеркальным построением (две одинаково построенные части и эпилог) и образностью. Образ Есенина диалогичен, он восходит к классической литературной традиции, народной мифологии и библейской символике. В народе существует поверье, что метель и свист ветра происходят от злых духов. В то же время сильный ветер (ураган, буря) является вестником божественного откровения. Зеркало также выступает в различных обликах: как правдивое (в старой иконологии - символ Богородицы) и как лживое (древнейший магический предмет общения с нечистой силой).
Главное, что стоит понять, анализируя "Черного человека": это поэма не предсмертная (ранний вариант написан в 1923 году), а скорее философская. Основные ее мотивы, особенно мотив души, остро ощущающей боль окружающего мира, и тема жертвы становятся сквозными в лирике Есенина, начиная с юношеских стихов.
Есенину свойственна пушкинская всечеловечность и отзывчивость на каждое состояние человеческого бытия и отношение к жизни как бесценному дару и части общего пути, начало и конец которого скрыты от человека. Чувство вечного круговорота жизни.
"Наиболее ярким и крупным произведением Есенина о революции и первой любви является поэма "Анна Снегина" (1925), основное действие которой происходит с весны до поздней осени 1917 года. "Мужицкие войны" двух соседних сел, зажиточного Радово и обделенного землей Криуши, причины деревенских "неурядов", захват усадьбы помещицы Снегиной и другие события даются здесь в оценке разных персонажей по-разному. Знаменательно и то, что поэма о революции рассказывает о любви, не получившей взаимности. Это придает произведению особую многозначность и помогает Есенину впервые в литературе 20-х годов подойти к теме революции, эмиграции и разобщенности русской интеллигенции с позиций национальных и общечеловеческих ценностей."
Тема 3. Поэма "Анна Снегина" (материалы к уроку)
Свою поэму "Анна Снегина" Есенин написал в начале 1925 года за очень короткий срок (чуть больше месяца). "Работается и пишется мне дьявольски хорошо. Я чувствую себя просветленным. Я понял, что такое поэзия". Но замысел ее вынашивался довольно долго.
Необычный сюжет произведения о революции, где главная героиня - не революционерка, а дворянка, а потом эмигрантка - Анна Снегина; откровенная ориентация поэмы на русскую классику, и прежде всего на Пушкина, и одновременно смелое нарушение канонов классического жанра; смелое сочетание повествовательности, диалога, эпического сюжета и лирических воспоминаний о первой любви, а также другие новаторские черты "Анны Снегиной" выделяли ее среди поэм середины 20-х годов.
"Очень большая" и "очень хорошая", по словам самого автора, поэма, которой он особенно гордился, была встречена многими с откровенным непониманием и издевательской иронией. "Еще нянюшку туда - и совсем Пушкин", - шутили "друзья" поэта. Критики иронизировали, видя в поэме "любовную канитель" на фоне бунтующей деревни или "маленький лирический пустячок". На этом основании нередко отказывали "Анне Снегиной" в социальной значимости. Восхищались лишь рядовые читатели и некоторые критики, преимущественно в провинции.
Информация по теме:
Содержание понятий "самостоятельная
деятельность" и "домашние задания"
Под самостоятельной деятельностью понимается совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию. В нашем случае, мы имеем дело с физкультурной деятельностью, то есть деятельностью, направленной на достижение физического совершенства индивида. Всякая деят ...
Система уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский
пленник"
Часть 1. Знакомство с героями Эпизод 1. Письмо от матери. Социальное положение героев, отношение Жилина к матери. Эпизод 2. Отпуск. Щедрость Жилина, его отношения с товарищами. Эпизод 3. В дороге. Решение Жилина ехать одному. Появление второго героя, его портрет. Эпизод 4. Встреча с татарами. Как в ...
Пример использования педагогической оценки в
воспитании поведения дошкольников
В журнале "Справочник старшего воспитателя" (№2, 2009 г) приводится методическая разработка по использованию педагогической оценки в воспитании поведения дошкольников. Педагоги-воспитатели разработали специальные наглядные пособия, позволяющие детям представить себе идеальный образец дейс ...