Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования

Педагогика » Особенности изучения лирического произведения в старших классах » Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования

Страница 6

"Пленительный образ Анны Снегиной постоянно оборачивается новыми, неожиданными гранями. И за каждой угадывается живое лицо - три прекрасные женщины, озарившие юность Есенина. Но при этом образ не является собирательным в привычном смысле этого слова. Он состоит как бы из трех разных, лиц. Три возраста героини - это три разных облика. У каждого из них есть свой прототип.

Одна из женщин широко известна как прототип Анны Снегиной. Это Лидия Ивановна Кашина - дочь богатого помещика Ивана Петровича Кулакова, которому принадлежали имение в Константинове, родном селе Есенина, хутор Белый Яр, леса за Окой, тянувшиеся на десятки километров в глубь Мещеры, заливные луга, а также ночлежные дома в Москве на Хитровом рынке.

Л.И. Кашина была красивой и образованной женщиной. В 1904 году с отличием окончила Александровский институт благородных девиц, владела несколькими языками. Есенин часто бывал в ее доме, где устраивались литературные вечера и домашние спектакли. "Матери нашей, - вспоминала сестра поэта Е.А. Есенина, - не нравилось, что Сергей повадился ходить к барыне. " - Мне, конечно, нет дела, а я вот что тебе скажу: брось ты эту барыню, не пара она тебе, нечего и ходить к ней". Сергей молчал и каждый вечер ходил в барский дом. Мать больше не пробовала говорить с Сергеем. И когда маленькие дети Кашиной приносили Сергею букеты из роз, только качала головой. В память об этой весне Сергей написал стихотворение Л.И. Кашиной "Зеленая прическа . "". Прогулкой с Кашиной на Яр летом 1917 года навеяно стихотворение "Не напрасно дули ветры . ".

Однако образ и судьба хозяйки константиновского имения расходятся в главном - в отношении к революции. Муж героини есенинской поэмы - белый офицер, да и сама Анна не принимает революцию, покидает Россию, становится эмигранткой, а Кашина в 1917 году сама передала свой дом крестьянам и стала жить неподалеку, в Белом Яру, где бывал Есенин. В 1918 году Кашина переехала в Москву, работала переводчицей, машинисткой и стенографисткой. Умерла она в 1937 году и похоронена на Ваганьковском кладбище. Но Есенин писал свою героиню не только с Лидии Кашиной. Происхождение имени и фамилии героини также имеет свою историю. Имя Анна, что означает "богатая, чудесная, грация, миловидность" и освящено классической литературной традицией (вспомним хотя бы "Анну Каренину" Л.Н. Толстого и "Анну на шее" А.П. Чехова), не случайно совпадает с именем Анны Алексеевны Сардановской, внучатой племянницы отца Ивана (И.Я. Смирнова), священника села Константинова, которой в юности также был увлечен поэт. Анна Сардановская напоминает "девушку в белой накидке" именем, возрастом, запоминающейся чертой внешнего облика - смуглой кожей ("смуглая рука") и даже тем, что любила белые платья и белые цветы. Кроме того, она и была той девушкой, которая полюбила другого и ласково сказала поэту "нет".

Ранняя смерть Сардановской (скончалась родами 7 апреля 1921 года) потрясла Есенина и романтизировала ее образ как образ единственной настоящей любви к деревенской девушке. И.В. Грузинов вспоминал, что весной 1921 года Есенин говорил ему: "У меня была настоящая любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Все рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю ее. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю".

Но самые удивительные совпадения имеются с третьей женщиной, которая "дала" есенинской героине фамилию. Эта женщина - писательница, автор книг "Рассказы", "Лики любви. Повести и рассказы" Ольга Павловна Сно (1881-1929), которая подписывала свои произведения "О.П. Снегина", "Ольга Снегина", "О. Снегина", "Снежинка", "О.С." и др.

Знакомство Есенина и О.П. Снегиной состоялось в апреле 1915 года в ее литературном салоне, куда поэта привел его друг М.П. Мурашев, автор нескольких очерков для журналов "Женщина" и "XX век", где Снегина состояла в редколлегии.

Есенин был хорошо знаком с рассказами и очерками О. Снегиной о революционной деревне, проникнутыми народническими настроениями. Доказательством этому является перекличка есенинской поэмы с путевым очерком О. Снегиной "На хуторе", опубликованном в петроградской газете "Биржевые ведомости", где нередко печатался Есенин. Недаром в вариантах поэмы "Анна Снегина" упоминается Галерная улица, где была расположена редакция этой газеты.

"Совпадает место действия "Анны Снегиной" и очерка О. Снегиной - деревня и хутор, где сохранилась дворянская усадьба и "княгинин парк", и персонажи - молодой паренек "Сергунька" (так в кругу друзей ласково называли и Есенина); Проня Красноносый, "ленивый, шельмоватый, прямо сказать, большой пакостник", убитый бандой анархистов; перевозчик, который требует деньги за переправу, бабка Прасковья и др. Но атмосфера революционной деревни в "Анне Снегиной" противоположна "невыразимому спокойствию, которое веет от моря колосьев", в очерке О. Снегиной, где лишь один Сергунька "очень интересуется далекой столицей и таинственной революцией". Есенин вспоминает персонажей очерка Снегиной, типичных для деревни 20-х, внутренне не соглашаясь с их трактовкой и противопоставляя свою картину суровых и грозных лет революции".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по теме:

Сравнительный анализ учебно-методических комплексов с позиции аудирования
Данный раздел посвящен сравнению и сопоставлению некоторых УМК с точки зрения обучения аудированию как виду коммуникативной деятельности. Для сравнения предполагается взять три УМК: 1)УМК Английский язык: Учеб. для 10-11 классов. Отв. ред. Кузовлев В.П. – М., 2003. – 336с. 2)УМК Английский язык: Уч ...

Значение участка детского сада для воспитательно-образовательной работы с детьми
Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Но уже с детьми средней группы следует проводить экскурсии. Экскурсии и прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение; они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные се ...

Образовательный стандарт начального общего образования по математике
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: – развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; – освоен ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru