Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования

Педагогика » Особенности изучения лирического произведения в старших классах » Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования

Страница 8

Окончательно проясняет авторскую идею письмо, написанное Анной:

Вы живы?. Я очень рада .

Я тоже, как вы, жива.

Так часто мне снится ограда,

Калитка и ваши слова.

Теперь я от вас далеко…

В России теперь апрель.

И синею заволокой

Покрыта береза и ель .

Начальные строки этого письма явно напоминают "Письмо матери": "Ты жива еще, моя старушка? / Жив и я. Привет тебе, привет!" Написанное без всякой видимой причины, "беспричинно", оно, как и письмо мельника, буквально переполнено чувством любви к своей родине - России, которая незабываема как первая любовь. Поэтому так естественно произведение о революции и "сплошных мужицких войнах" завершается словами: "Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас". И этот вывод рождается у героя поэмы в "суровые, грозные годы" всеобщей ненависти и вражды!. После того как Сергей трижды посетил родное село, трижды проехал по одной и той же дороге и трижды вспомнил свою первую любовь. После того как дважды возник образ девушки в белой накидке, которая постоянно, так или иначе напоминала о себе. А в начале поэмы говорилось другое: "Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас".

"В "Анне Снегиной" поэт выбирает наиболее характерную для зрелой лирики форму кольца и последними словами поэмы не только отвечает на поставленные в поэме вопросы и объясняет причины изменения деревенской жизни ("Теперь стал спокой в народе") и душевного мира Анны, но и опровергает взгляды главного героя семилетней давности ("Но мало любили нас").

Мысль зеркально преображается, меняется даже интонация. Знаменитого поэта излечило от тоски и сна - Слово. Слово женщины, которая когда-то в юности у калитки в цветущий сад нежно отвергла его любовь. Сергею нужно было прожить целую жизнь, вернуться в свое село и получить благую весть - такое светлое и нежное письмо от Анны, чтобы судить о жизни, о трагическом времени, в которое он жил, и о своей первой несостоявшейся любви так просветленно, так великодушно и милосердно.

А ведь это письмо написано женщиной, которая потеряла родной дом, испытала трагедию эмиграции, но вдали от России еще острее ощутила свою любовь к родной земле. Героиня поэмы Анна Снегина не только не осуждается за то, что оказалась в "чужих далях", но, наоборот, озаряет все происходящее высоким и благородным чувством доброты и милосердия (ср. значение имени Анна - "благодать или милостивая").

Характерный для поэм Есенина пролог с безымянным персонажем - возницей содержит объяснение и предысторию событий, романсовый лейтмотив - иносказание, а концовка произведения напоминает нравоучение, мудрое слово, притчу, которая придает внешне незавершенному сюжету завершенную форму.

"Букет образов", связанный с "девушкой в белой накидке": цветущий сад, весна, лето, калитка - соотносит самую пушкинскую поэму Есенина не только с известным русским романсом "Калитка", но и с блоковскими лирическими мотивами. Здесь целая цепочка одного из самых трагических произведений А. Блока - поэмы "Соловьиный сад", законченной накануне 1917 года: "Не доносятся жизни проклятья В этот сад, обнесенный стеной, В синем сумраке белое платье За решеткой мелькает резной".

Есенин явно вступает в спор с Блоком, у которого "соловьиный сад" отгорожен от трагедии народной жизни. Если поэма Блока звучит библейским напоминанием о райском саде, изгнании из рая, который человек не в силах обрести, то Есенин воспринимает религиозную символику в сеете обобщенного народного опыта. Сад для Есенина, как и для других крестьянских поэтов, - символ покоя, любви и добра (напомним название сборника стихов С.А. Клычкова "Потаенный сад", 1913 и "нетленный сад", как примету рая и "иной земли", в поэзии Н.А. Клюева).

Поэтому не случайно, что в "Анне Снегиной" при неразделенной любви ощущается буквально физическое наслаждение жизнью, "буйство глаз и половодье чувств". И есть ощущение какой-то непередаваемой благодати и счастья, которое только может испытать человек, приехавший на родину после долгой разлуки".

Новаторство жанра поэмы-романа состоит в сочетании объективированной позиции автора и лиризма чувств, насыщенности драматическими диалогами, наличии в повествовании писем мельника и Анны Снегиной (своего рода "маленьких" поэм внутри "большой"), а главное - эпического масштаба реалистически изображаемых событий романсового лейтмотива - воспоминаний о несбывшейся прекрасной мечте и блоковской девушке в белом, мелькающей за оградой цветущего сада. Есенин органично соединяет различные речевые стихии: разговорную, монолог-воспоминание, монолог-исповедь, эпистолярную, диалогическую речь и лексику старинного русского романса.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Информация по теме:

Сущность проблемного обучения
Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение. Его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую систему. Под проблемным обучением обычно ...

Теоретическая интерпретация педагогического опыта
Ведущая идея опыта: Формирование правовой культуры учащихся на основе создания условий для творческого развития личности, формирование и становление ее гражданственности, раскрытие личности и ее интеграция в общество являются важными предпосылками для того, чтобы молодые люди стали самостоятельными ...

Виды аудиторских занятий в профессиональной школе
Основными видами организации обучения в профессиональных школах являются аудиторная работа, самостоятельная работа студентов, контролируемая самостоятельная работа студентов, практическое обучение, обучение в дистанционном режиме. Аудиторная работа – работа под руководством преподавателя в учебных ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru