Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования

Педагогика » Особенности изучения лирического произведения в старших классах » Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования

Страница 2

Есенин

"Русь" сразу привлекла внимание критиков не только непосредственным проникновением в те события, какие выпали на долю многострадальной Родины, но и свежим, необычным языком, от которого веяло ароматом полей и лесов. Здесь немало незнакомых или забытых русских слов и образов, которые поэт возвращает современному читателю: в погорающем инее, застреха, бласт. Учитель может растолковать их школьникам, пользуясь заметками самого поэта.

Одно из наиболее известных и любимых читателями произведений "Отговорила роща золотая ." традиционно воспринимается исключительно как произведение о природе. На самом деле это стихотворение лирическое и философское. Природа стала помощницей поэта в его раздумьях о жизни и смерти, о творчестве и бессмертии.

Стихи построены на своеобразном приеме - "олицетворении наоборот", когда то, что происходит с живым миром природы, отождествляется с состоянием человека. Здесь Есенин использует характерный для лирики его зрелого творчества прием кольцевой композиции, который придает переживанию, выраженному в стихе, завершенную форму - повторение начальных и завершающих строк в измененном виде, когда варьируется вторая часть кольца. Такое движение мысли и переживания логически вытекает из всего предшествующего развития темы, становится ответом на поставленный в начале вопрос, объясняет ее или опровергает высказанный ранее тезис:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

……………………………………

Скажите так . что роща золотая

Отговорила милым языком.

В первой строфе дана обобщенная картина поздней осени, которая передает печальное настроение лирического героя: "Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком".

Во второй строфе содержится своеобразная формула жизненного пути человека: "Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом".

Затем появляется одинокий герой ("Стою один среди равнины голой ." - "один" и "голая" равнина - почти тавтология, вызывающая чувство предельного одиночества), который говорит о том, что ему "в прошедшем ничего не жаль". Эти слова явно соотносятся с первой строфой, где журавли "не жалеют больше ни о ком". Далее слова "не жаль" повторяются еще два раза: "Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь".

Но удивительно - эти настойчивые повторы не убеждают. Невозможно не жалеть тех лет, которые растрачены напрасно. Кульминационные незабываемые строки стиха: "В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть". Кажется, в словах "никого не может" - высшая степень безысходности. И здесь возникают другие, противоречащие этим отрицаниям слова, слова утверждения того, что роща не может отговорить навсегда и человек не может не жалеть о прошедшей молодости. Ничто не проходит бесследно: "Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава".

И когда лирический герой сравнивает себя с облетевшей рощей ("Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова . "), мы понимаем, что эти стихи о том, что и его поэзии суждена жизнь, такая же вечная, как окружающей его природе, потому что на смену осени и зимы всегда приходит весна.

"В стихотворении "Край ты мой заброшенный ." (1914) дается новый взгляд на деревню, лишенный всякой благостности и покоя:

Край ты мой заброшенный.

Край ты мой, пустырь,

Сенкос некошеный.

Лес да монастырь.

Избы забоченилисъ,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гатъ.

Кажется, в этом стихотворении нет загадки. Есенин кропотливо и предметно рисует картину заброшенного пустынного края. Бедный среднерусский пейзаж: лес, монастырь да избы, вросшие в землю. Гать - насыпь, плотина. Кругом безлюдье и безмолвье. Тревожное движение происходит лишь в природе. Только вороны бьют крылами в окно, предвещая беду, и "черемуха машет рукавом", как бы прощаясь с теми, кто ушел на войну. Нищета задавила деревеньку из пяти изб. Но стоит обратить внимание учащихся на то, что их число - пять. Оно не случайно, так же как пять частей-главок в маленькой поэме "Русь" и в "Анне Снегиной" - на руке пять перстов; православная церковь о пяти главах; на пяти просвирах обедня и т.д. Нищая деревенька похожа на заброшенный церковный храм."

Тема 2. Поэмы С. Есенина. "Анна Снегина"

Одним из ярчайших произведений поэта является маленькая поэма "Русь" (1914), которая входит в обязательный минимум содержания школьного образования. Это одно из самых значительных произведений Есенина, в котором поэт рисует обобщенный образ родной земли, задумывается о судьбе современной Руси, рассказывает о страданиях и надеждах своего народа и пытается ответить на вопрос, за что же он любит свою Родину.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Особенности отношения к семье как биосоциальной структуре общества детей младшего дошкольного возраста
Экспериментальное исследование проходило на базе детского сада №40 «Алёнушка» в течение 6 месяцев с 20.08.2007 г. по 6.02.2008 г. Для исследования были взяты дети второй младшей группы в количестве 26 человек. Психолого-педагогический эксперимент проходил в 3 этапа: - констатирующий эксперимент (20 ...

Информатика в начальных классах
Из пояснительной записки «Федерального компонента государственного стандарта общего образования», принятого Приказом МОРФ от 5 марта 2004 г. № 1089: «Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, вводятся с 3 класса как учебн ...

Проблемные ситуации при изучении лирического произведения
Средства создания проблемной ситуации во многом зависят от рода литературного произведения. Читательское восприятие лирики обнаруживает особенно тесную связь общего уровня литературного развития и постижения данного стихотворения. Ученики с низким уровнем литературного развития даже при верных эмоц ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru