Таким образом, высокий уровень готовности детей к школьному обучению показали 9 человек, что составляет 47,4%; средний уровень – 8 человек, что составляет 42,1%, низкий уровень – 2 человек, что составляет 10,5%.
Проделанное нами исследование показало, что постепенно в результате воспитательно-образовательной работы у детей накапливается интеллектуальный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей. Умственное воспитание имеет большое значение для всестороннего развития детей; его следует осуществлять с первых дней жизни ребёнка. Если этого не происходит, то возможна задержка в накоплении жизненного опыта, что неблагоприятно отражается на умственном развитии ребёнка в целом, формировании разнообразных видов мыслительной деятельности.
Приведём сравнительную диаграмму уровней готовности детей старшего дошкольного возраста в начале и в конце эксперимента.
Сравнительная диаграмма уровней готовности детей к обучению в школе на констатирующем и контролирующем этапах
В ДОУ № 24 в подготовительной группе с родителями детей проводилось тестирование. Родителям предлагалось ответить на 18 вопросов. (приложение 3).
Подсчитав количество положительных ответов на вопросы теста, мы сделали выводы:
если ребёнок набрал 15-18 баллов – он вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Взрослые не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов – родители на правильном пути, ребёнок многому научился, а содержание вопросов, на которые родители ответили отрицанием, подскажет точки приложения дальнейших усилий;
меньше 9 – родителям следует почитать специальную литературу, надо уделять больше времени занятиям с ребёнком и обратить особое внимание на то, что он не умеет.
Нами сделаны выводы по тестированию: большинство детей готовы к обучению в школе, так как набрали 15-18 балов, что говорит об их готовности к обучению в школе; трое – набрали 10-14 баллов, дети имеют проблемы, которые легко решаются в процессе обучения.
Некоторых родителей результаты, конечно, разочаровали. Но воспитатели убеждали родителей, что ребёнок не рождается первоклассником, готовность к школе – это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные родителями для развития ребёнка, легко весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой – со всеми, кто располагает свободным временим и желанием заниматься. При подборе заданий следует обращать внимание на слабые места своего ребёнка. Полезно, чтобы он всё-таки умел читать и немного писать, считать – если ребёнок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать, в школе.
Данный опыт работы подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ явился основой аттестационного материала и получил положительную оценку.
Таким образом, воспитатели определили оптимальное содержание программы подготовки детей к школьному обучению, которое не дублирует программы 1-го класса начальной школы и соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.
Подготовка к школе проходит благополучно, если учитываются особенности личности ребенка-дошкольника, если воспитатели и родители помнят, что ведущая деятельность этого периода – игра. Однако содержание и направленность этой работы связаны с ведущей деятельностью уже не дошкольного, а младшего школьного возраста, то есть с учебной деятельностью. Магистральную линию в подготовке к школе составляет подготовка детей к учебной деятельности. Формирование психологических предпосылок и основ этой деятельности происходит в дошкольном возрасте, хотя сама учебная деятельность складывается только на учебных занятиях.
Любая педагогическая система жизненна только в том случае, если она функционирует в режиме развития. Поиск и реализация путей развития в решающей степени обеспечивает её долговременность и эффективность.
Поступление в школу – важный момент в жизни ребёнка. Всё последующее обучение во многом зависит от того, насколько родители и педагоги сумеют создать «успешную программу» вхождения ребёнка в жизнь.
Становясь младшим школьником, ребёнок, по существу, меняет весь свой образ жизни. Наряду с игровой деятельностью, с детства знакомой и любимой ребенком-дошкольником, в его жизни появляется новая, социально-обусловленная и социально-значимая учебная деятельность. Очевидно, что подготовка к ней должна осуществляться в течение всего дошкольного детства, поскольку подготовить будущего первоклассника к успешному обучению в школе за короткий период невозможно.
Информация по теме:
Понятие «стертая дизартрия», как медико-психолого-педагогическая проблема
Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина). Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедичес ...
Динамика речевого развития в дошкольном возрасте
Когда речь ребёнка освобождается от опоры на воспринимаемую ситуацию, на жест или на действие, это является началом нового периода речевого развития - периода развития языка ребенка в процессе речевой практики, начинающегося примерно с двух с половиной лет и завершающегося к шести годам. В этот пер ...
Система уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский
пленник"
Часть 1. Знакомство с героями Эпизод 1. Письмо от матери. Социальное положение героев, отношение Жилина к матери. Эпизод 2. Отпуск. Щедрость Жилина, его отношения с товарищами. Эпизод 3. В дороге. Решение Жилина ехать одному. Появление второго героя, его портрет. Эпизод 4. Встреча с татарами. Как в ...