Система подготовки детей к обучению в школе по программе «Хочу всё знать»

Педагогика » Система работы воспитателя детского сада по подготовке ребёнка к школе » Система подготовки детей к обучению в школе по программе «Хочу всё знать»

Страница 3

Таким образом, высокий уровень готовности к школьному обучению показали 5 человек, что составляет 26,3%; средний уровень – 9 человек, что составляет 47,4%, низкий уровень – 5 человек, что составляет 26,3%.

Обучающий этап эксперимента предполагал активное вмешательство воспитателей и других педагогов в создание условий для формирования качеств, необходимых для обучения в школе.

Проблема развития, коррекции и подготовки детей к школьному обучению – одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для её решения – рациональная организация всего учебного процесса и создание системы которая способствует уровню подготовки дошкольников к школе.

Кратко остановимся на общих основах системы, дадим её определение и выявим сущность.

Термин «система» происходит от греческого systema – целое, составленное из частей, соединение.

В педагогических контекстах «…система – это целостность избирательно вовлеченных компонентов, взаимодействие и взаимоотношение которых направлено на получение фокусированного полезного результата…».

Б.Т. Лихачёв выделяет следующие компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс:

целенаправленную педагогическую деятельность и её носителя – педагога;

воспитуемых как объект и субъект педагогического процесса;

содержание педагогического процесса;

организационно – управленческий комплекс, организационный каркас;

педагогическую диагностику;

критерии эффективности педагогического процесса;

организацию взаимодействия с природной и общественной средой.

В качестве основных компонентов системы Ю.К. Бабанский выделяет цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия, а также достигаемые при этом результаты.

И.П. Подласый, придерживаясь этой же точки зрения, указывает, что компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагога и воспитателя, достигнутые результаты. Под дидактической системой он понимает «выделенное по определённым критериям целостное образование» и характеризует её «внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения».

Все компоненты и вышеописанные признаки системы полностью соответствуют структуре разработанной педагогическим коллективом ДОУ №24 г. Вольска – системы подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Раскроем основное содержание компонентов данной системы, возможности их реализации.

Воспитатели работают по программе предшкольной подготовки «Хочу всё знать», которая рассчитана на 8 месяцев обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по три занятия в день. На занятиях реализуются три подпрограммы: «Грамотейка», «Считалочка», «Знайка». Длительность занятий составляет 30 минут, перемены между занятиями – 10 минут.

Цели программы: формирование готовности каждого ребёнка к школьному обучению, создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника, обеспечивающей адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному сотрудничеству.

В процессе работы решаются следующие задачи:

1. сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;

2. формировать коммуникативные навыки, произвольность психических процессов;

3. развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;

4. создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка в соответствии с психологическими возможностями и возрастными особенностями детей;

5. учитывать, сохранять и развивать индивидуальные особенности детей;

6. осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями), ориентировать их на значение воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком.

Анализ учебно-методической литературы позволил педагогам определить содержание предлагаемой программы, включающей подпрограммы «Грамотейка», «Считалочка» и «Знайка».

Особенностью представленной программы, используемой третий год в подготовительных группах, является то, что содержательные линии подпрограмм базируются на основе программы воспитания и развития в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время реализация программы «Хочу все знать» готовит ребёнка к новым формам общения, новому отношению к себе, к окружающему миру, формирует более точное представление о школе и роли ученика в ней, позволяет усвоить систему первоначальных знаний, основы общих умений и навыков, таких как умение ориентироваться в тетради, в книге, умение правильно держать карандаш, вырабатывает умение слушать учителя, отвечающего сверстника, работать в паре, группе и т.д. Конспекты некоторых занятий приведены в приложении 5.

Компоненты

Предпрограммы

Грамотейка

Считалочка

Знайка

Целевой

Подпрограмма «Грамотейка» нацелена на развитие грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой связной речи, развитие фонематического слуха, творческого воображения. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению грамоте и формирует навыки культуры речи как важнейшего средства общения.

Подпрограмма «Считалочка» направлена на формирование элементарных математических представлений, на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объектов, их существенные характеристики; делать основные выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.

Подпрограмма «Знайка» направлена на ознакомление с окружающим миром, развитие устной речи, развитие логического и образного мышления, внимания, памяти в сочетании с тренировкой мелких мышц руки для успешного овладения навыком письма.

Содержательный

Наименование разделов

Кол. часов

Наименование разделов

Кол. часов

Наименование разделов

Кол. часов

Речь. Предложение

5

Свойства предметов

3

Осень

8

Звуки речи

5

Сравнение предметов

9

Транспорт

8

Гласные звуки и их буквы

10

Арифметические действия: сложение, вычитание

4

Зима

8

Согласные звуки и их буквы

10

Ориентировка в пространстве

5

Игры и игрушки

6

Твердые и мягкие согласные звуки

6

Решение задач

5

Зоопарк

8

Звонкие и глухие согласные звуки

6

Число и цифра. Состав числа

15

Весна

8

Слово

6

Начальные сведения о геометрии

5

В мире книг

8

Текст. Связная речь

6

Масса. Объем. Площадь. Измерение массы, объема, площади

8

Итого

54

Итого

54

Итого

54

Операционный

Занятия проходят с использованием пособия «Букварь» автора Жуковой Н.С. (формат А4), имеющего гриф «Допущено» Министерства образования и науки РФ для работы с дошкольниками.

Подпрограмма осуществляется по пособию Л.Г. Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька», предназначенному для детей 5-6-летнего возраста, рекомендованному Министерством образования и науки РФ к использованию.

Подпрограмма разработана на основе авторской методики заслуженного учителя школы РФ, лауреата Государственной премии СССР Потаповой Е.Н. «Радость познания»,

Результативный

Коммуникативно-познавательная направленность подпрограммы развивает интерес к родному языку и речи, повышает воспитательный потенциал обучения и его практическую значимость.

Предлагаемые в пособии задания призваны способствовать развитию у детей логического мышления, внимания, воображения, речи, познавательного интереса к математике и к процессу обучения в целом.

Предметный мир несёт в себе информацию о жизни, помогает ребёнку познать её.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Понятие о весе предметов и способах его измерения
Дошкольные программы математического обучения предусматривают ознакомление детей с понятиями величин. Величина - одно из основных математических понятий возникших как абстракция от числовых характеристик физических свойств. Вес – это сила, с которой тело, имеющее определенную массу, притягивается к ...

Развитие отношения к природе в процессе онтогенеза
Поскольку непрагматизм является одной из основ экоцентрического типа экологического сознания, то важнейшее значение для педагогического процесса экологического образования имеет онтогенетическая периодизация типов субъективного отношения непрагматической модальности. В целом, в онтогенезе субъектив ...

Программные требования к сюжетным задачам во 2 классе
Объем изучаемого во 2-м классе по «Программе по математике в 1-4 классах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 100, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (су ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru