Запишем условия равновесия шарика в виде проекций сил на координатные оси ОХ: Тsinα-FE = 0;
OY: Tcosα+FA - mg = 0.
Представим эти уравнения в виде:
Т sin α = FE;
Tcos α = mg - FA.
Поделив левые и правые части этих уравнений, получим соотношение
tgα=FE/ (mg-FA).
Из этого уравнения выразим силу FE, FE= (mg-FA) tgα.
По законам электростатики эта сила определяется по формуле:
FE=Eq=Uq/εd,
где q - заряд шарика.
Приравняв правые части последних двух уравнений получим уравнение, из которого можно найти заряд шарика: Uq/εd= (mg-FA) tgα. Подставим в уравнение выражения для силы тяжести и силы Архимеда, связав их с плотностями алюминия и керосина, соответственно:
mg=ρaVg= (4/3) πr3ρag,
FA=ρkVg= (4/3) πr3ρkg.
Получим уравнение:
Uq/εd= (4/3) π r3g (ρa - ρk) tg α,
из которого найдём заряд шарика
q=4πr3gεd (ρa - ρk) tg α / 3U.
Метод решения задач переходом в систему отсчёта, связанную с одним из движущихся тел
Переход в систему отсчета, связанную с одним из движущихся тел, заключается в том, что это тело в его системе отсчёта становится неподвижным, а его скорость и ускорение, направленные противоположно, передаются второму телу. Пусть в неподвижной системе отсчёта два тела А и В имеют скорости VA и VB, векторы которых направлены как показано на рис.10, а.
рис.10
Скорость VBA тела В в системе отсчёта, связанной с телом А, определится как векторная сумма векторов VB и (-VA), а скорость тела А в этой системе становится нулевой (рис.10, б).
Задача: Спортсмены бегут колонной длины L со скоростью v. Навстречу бежит тренер со скоростью u, причём u <v (рис.11, а). Каждый спортсмен, поравнявшись с тренером, разворачивается и начинает бежать назад с той же по модулю скоростью v. Какова будет длина колонны, когда все спортсмены развернуться.
рис.11
Задачу решаем в системе отсчёта, связанной с тренером. В этой системе отсчёта тренер неподвижен, а спортсмены при беге навстречу тренеру имеют скорость равную сумме скоростей (v + u) (рис.11, б), а при беге от тренера (v-u) (рис.11, в). Время, за которое все спортсмены, поравнявшись с тренером, повернут назад равно: t = L/ (v + u).
Расстояние, на которое удалится первый, поравнявшийся с тренером спортсмен, за это время и будет определять новую длину колонны.
Спортсмены бегут от тренера со скоростью (v - u), поэтому первый спортсмен за время t убежит на расстояние L1, которое определится по формуле:
L1 = (v - u) t = L (v - u) / (v + u).
Это и будет новой длиной колонны, она станет короче.
Задача: Два автомобиля выезжают одновременно из пунктов А и В, расположенных на расстоянии L друг от друга. Первый автомобиль А едет по прямой дороге, направленной под углом α к прямой АВ со скоростью VA, а второй В - по прямой дороге, составляющей с прямой АВ угол β, со скоростью VB (рис.12, а). Определить, каким будет минимальное расстояние между автомобилями при их движении?
рис.12
Изобразим движение автомобиля В в системе отсчёта, связанной с автомобилем А (рис.12, б).
В этой системе отсчёта автомобиль А неподвижен, а автомобиль В движется со скоростью VBA вдоль прямой ВС. Кратчайшее расстояние от неподвижного в этой системе отсчёта автомобиля А до прямой ВС определится длиной перпендикуляра АD, которая и даст значение минимального расстояния d между автомобилями. Это расстояние определится из прямоугольного треугольника ADB по формуле: d = L sin γ.
Угол γ определяется из векторного треугольника скоростей использованием теоремы синусов:
VA / sin (β - γ) = VB / sin (α +γ)
VA (sinα cosγ + sinγ cosα) = VB (sinβ cosγ - sinγ cosβ)
Разделив обе части равенства на cosγ, получим
VA (sinα+tgγ cosα) =VB (sinβ - tgγ cosβ).
Отсюда tgγ = (VBsinβ - VAsinα) / (VAcosα+VB cosβ),
γ = arc tg (VB sinβ-VA sinα) / (VA cosα + VB cosβ),
Подставив в выражение для d значение угла γ, получаем значение минимального расстояния между автомобилями
d = L sin arc tg (VB sinβ - VA sinα) / (VA cosα + VB cosβ).
При решении таким методом задач на столкновение тел вектор скорости VBA должен быть направлен точно на тело А, а угол γ должен быть равен нулю.
Информация по теме:
Практические методы обучения
Метод упражнений. Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса. Дидактика формулирует ряд правил проведения упражнений. Первым правилом является доведение до сознания обучаемых цели и порядка выполнения упражнения. Разнообразие ...
Психокоррекционные группы, возможности их применения в педагогической
практике
Психокоррекция может иметь индивидуальные и групповые формы. Первые предполагают работу психотерапевта и клиента один на один, а вторые -одновременную работу психотерапевта с группой клиентов. Группы людей, создаваемые с психокоррекционными целями, могут быть следующих основных типов: 1.Т-группы (г ...
Опыт внедрения религиозного компонента в учебные программы государственных
школ
В современной педагогической практике ещё не сложились стандарты обучения в области религиозного образования. Это затрудняет не только работу учителей, но и влияет на усвояемость нового материала учениками. Что бы понять роль подобного предмета не только в школьной программе, но и системе среднего ...