Методы решения физических задач

Страница 7

Методы расчёта резисторных схем постоянного тока

Расчёт эквивалентных сопротивлений линейных бесконечных цепей.

Линейные бесконечные цепи, как правило, симметричны и во многих случаях содержат одинаковые повторяющиеся элементы, состоящие из резисторов. Расчёт сводится к определению эквивалентного сопротивления, равного сопротивлению всей цепи.

Задача: Найдите эквивалентное сопротивление бесконечной цепи (рис. 19), которая состоит из одинаковых резисторов сопротивлением R каждый.

рис. 19

рис. 20

Для определения эквивалентного сопротивления цепи выделим общий элемент, который бесконечно повторяется. Очевидно, что если отделить его от цепи, то общее сопротивление цепи не изменится, т.к. число таких элементов бесконечно. Выделив повторяющийся элемент цепи и заменив сопротивление остальной цепи искомым сопротивлением RX, получим эквивалентную схему (рис. 20), сопротивление которой определим по формуле

RX = 2R + RRX/ (R + RX), или RX2 - 2RRX - 2R2 = 0.

Решив это квадратное уравнение, получаем значение эквивалентного сопротивления

RX = R (1 + 31/2).

Задача: Найдите эквивалентное сопротивление бесконечной цепи (рис.21, а), которая состоит из одинаковых резисторов сопротивлением R каждый.

рис.21

Применим такой же приём, но с другим повторяющимся элементом цепи (рис.21, б).

RX = (2R+RX) R/ [ (2R+RX) +R] = (2R+RX) R/ (3R + RX)

или RX2+2RRX-2R2=0.

Решив это квадратное уравнение, получим значение эквивалентного сопротивления данной бесконечной цепи: RX=R (31/2-1).

Шаговый (рекуррентный) метод расчёта эквивалентного сопротивления электрической цепи.

Данный метод удобен в том случае, когда схема представляет собой некоторое число повторяющихся структурных элементов. Этот метод основан на том, что результат первого действия (шага) используется во втором, второй - в третьем и т.д. Число шагов зависит от числа повторяющихся структурных элементов.

Задача: Найти сопротивление цепи, изображённой на рис.22.

рис.22

Для решения задачи изобразим схему цепи в более удобном для расчётов и наглядном виде (рис.23а). Теперь видно, что цепь представляет собой три вложенных друг в друга групп резисторов, соединённых параллельно. Начинают пошаговое определение эквивалентных сопротивлений с самых внутренних элементов. Заменим резисторы R4, R5, R6 резистором R’, величину которого определим по формуле: R’=R4+R5R6 / (R5 + R6)

рис.23

В результате замены получим новую схему цепи (рис.23, б). Аналогично рассчитываем эквивалентное сопротивление резисторов R2, R3 и R’:

R’’=R2+R’R3/ (R’+R3).

В итоге получаем простую схему (рис.23, в), позволяющую определить сопротивление всей цепи Rобщ=R’’R1/ (R’’+ R1).

Задача: Найти сопротивление цепи АВ, изображённой на рис.24

рис.24

Расчёт эквивалентного сопротивления цепи АВ начинаем слева. Эквивалентное сопротивление участка цепи АС равно R, т.к. здесь включены параллельно два одинаковых сопротивления 2R. Участок АС соединён последовательно с сопротивлением R. Сопротивление верхней ветви участка АD равно 2R. Т.к. эта ветвь параллельна сопротивлению 2R, то общее сопротивление участка цепи АD равно R. Участок цепи AD соединён последовательно с участком DB, сопротивление которого равно R, поэтому эквивалентное сопротивление верхней ветви цепи АВ равно 2R. Поскольку это сопротивление параллельно сопротивлению 2R нижней ветви цепи АВ, то общее сопротивление цепи АВ равно R.

Метод объединения равнопотенциальных узлов.

Этот метод позволяет упрощать схемы электрических цепей путём объединения узлов, имеющих равные потенциалы в один узел.

Задача: Найти сопротивление цепи АВ, изображённой на рис.25, а.

рис.25

Так как сопротивление подводящих проводов считается равным нулю, то точки А и D, соединённые проводником имеют одинаковый потенциал, то же можно сказать и о потенциалах точек В и С. Объединив точки А и D в один узел и, сделав то же самое с точками В и С, получим простую схему из трёх параллельно соединённых резисторов (рис.25, б). общее сопротивление цепи определим по формуле: 1/Rобщ=1/R1+1/R2+1/R3,откуда Rобщ=R1R2R3/ (R1R2+R2R3+ R1R3).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Информация по теме:

Основные подходы к проблеме речевого развития в психолого-педагогической литературе
Внимание к вопросам развития речи в своих трудах обращали еще древнегреческие философы – Платон, Аристотель, Сократ . Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский (1592-1672). Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию - «Материнская шко ...

Исследование пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией
Исследование пространственных представлений было организовано в детском саду № 471 Калининского района г. Новосибирска с детьми 3-4 лет (вторая младшая группа). Детский сад работает по программе "Обучение и воспитание в детском саду". Автор: М.А. Васильева. Исследование было организовано ...

Понятие оценки в педагогической науке
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких либо объектов или процессов. Оценить значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Применительно к воспит ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru