Методы расчёта резисторных схем постоянного тока
Расчёт эквивалентных сопротивлений линейных бесконечных цепей.
Линейные бесконечные цепи, как правило, симметричны и во многих случаях содержат одинаковые повторяющиеся элементы, состоящие из резисторов. Расчёт сводится к определению эквивалентного сопротивления, равного сопротивлению всей цепи.
Задача: Найдите эквивалентное сопротивление бесконечной цепи (рис. 19), которая состоит из одинаковых резисторов сопротивлением R каждый.
рис. 19
рис. 20
Для определения эквивалентного сопротивления цепи выделим общий элемент, который бесконечно повторяется. Очевидно, что если отделить его от цепи, то общее сопротивление цепи не изменится, т.к. число таких элементов бесконечно. Выделив повторяющийся элемент цепи и заменив сопротивление остальной цепи искомым сопротивлением RX, получим эквивалентную схему (рис. 20), сопротивление которой определим по формуле
RX = 2R + RRX/ (R + RX), или RX2 - 2RRX - 2R2 = 0.
Решив это квадратное уравнение, получаем значение эквивалентного сопротивления
RX = R (1 + 31/2).
Задача: Найдите эквивалентное сопротивление бесконечной цепи (рис.21, а), которая состоит из одинаковых резисторов сопротивлением R каждый.
рис.21
Применим такой же приём, но с другим повторяющимся элементом цепи (рис.21, б).
RX = (2R+RX) R/ [ (2R+RX) +R] = (2R+RX) R/ (3R + RX)
или RX2+2RRX-2R2=0.
Решив это квадратное уравнение, получим значение эквивалентного сопротивления данной бесконечной цепи: RX=R (31/2-1).
Шаговый (рекуррентный) метод расчёта эквивалентного сопротивления электрической цепи.
Данный метод удобен в том случае, когда схема представляет собой некоторое число повторяющихся структурных элементов. Этот метод основан на том, что результат первого действия (шага) используется во втором, второй - в третьем и т.д. Число шагов зависит от числа повторяющихся структурных элементов.
Задача: Найти сопротивление цепи, изображённой на рис.22.
рис.22
Для решения задачи изобразим схему цепи в более удобном для расчётов и наглядном виде (рис.23а). Теперь видно, что цепь представляет собой три вложенных друг в друга групп резисторов, соединённых параллельно. Начинают пошаговое определение эквивалентных сопротивлений с самых внутренних элементов. Заменим резисторы R4, R5, R6 резистором R’, величину которого определим по формуле: R’=R4+R5R6 / (R5 + R6)
рис.23
В результате замены получим новую схему цепи (рис.23, б). Аналогично рассчитываем эквивалентное сопротивление резисторов R2, R3 и R’:
R’’=R2+R’R3/ (R’+R3).
В итоге получаем простую схему (рис.23, в), позволяющую определить сопротивление всей цепи Rобщ=R’’R1/ (R’’+ R1).
Задача: Найти сопротивление цепи АВ, изображённой на рис.24
рис.24
Расчёт эквивалентного сопротивления цепи АВ начинаем слева. Эквивалентное сопротивление участка цепи АС равно R, т.к. здесь включены параллельно два одинаковых сопротивления 2R. Участок АС соединён последовательно с сопротивлением R. Сопротивление верхней ветви участка АD равно 2R. Т.к. эта ветвь параллельна сопротивлению 2R, то общее сопротивление участка цепи АD равно R. Участок цепи AD соединён последовательно с участком DB, сопротивление которого равно R, поэтому эквивалентное сопротивление верхней ветви цепи АВ равно 2R. Поскольку это сопротивление параллельно сопротивлению 2R нижней ветви цепи АВ, то общее сопротивление цепи АВ равно R.
Метод объединения равнопотенциальных узлов.
Этот метод позволяет упрощать схемы электрических цепей путём объединения узлов, имеющих равные потенциалы в один узел.
Задача: Найти сопротивление цепи АВ, изображённой на рис.25, а.
рис.25
Так как сопротивление подводящих проводов считается равным нулю, то точки А и D, соединённые проводником имеют одинаковый потенциал, то же можно сказать и о потенциалах точек В и С. Объединив точки А и D в один узел и, сделав то же самое с точками В и С, получим простую схему из трёх параллельно соединённых резисторов (рис.25, б). общее сопротивление цепи определим по формуле: 1/Rобщ=1/R1+1/R2+1/R3,откуда Rобщ=R1R2R3/ (R1R2+R2R3+ R1R3).
Информация по теме:
Методика развития представления о весе и способах его измерения
В дошкольном возрасте важно подготовить ребенка к усвоению мер массы и сформировать чувство веса, возникающее на основе тактильных ощущений. Чувство веса формируется в практической деятельности. Покажите ребенку предметы разной тяжести, вначале очень контрастные: перышко и стул, тетрадь и кирпич. З ...
Опыт изучения ценностных ориентаций школьников на примере учащихся 6 а
класса МОУ СОШ №1
Тема нашего исследования: ценностные ориентации учащихся. Цель исследования: изучить ценностно-мотивационную сферу учащихся. Для выявления ценностных ориентаций учащихся нами была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Данная методика представляет собой тест личности, направленный ...
Определение понятия компетентности
Компетентность в языковом образовании нередко ассоциируется с понятием «коммуникативная компетенция», что лишь частично раскрывает его сущность. В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих област ...