Сентябрь
На участке. Дети замечают, что на участке пожелтели березы и липы, покраснели осины. Полюбуйтесь красотой окраски листвы. Пусть ребята назовут деревья, вспомнят, чем отличаются их листья и плоды. Предложите наметить, что посадить еще, чтобы участок стал красивее.
Октябрь
Дети видят, что солнце появляется все реже и реже, оно бледное и холодное, в полдень поднимается невысоко. Небо прозрачное, бледно-голубое, все чаще его затягивают хмурые, серые тучи, идет холодный дождь. Дети стараются определить характер дождя, подбирая подходящие определения: мелкий, моросящий, затяжной, скучный, холодный.
К концу месяца сделайте вывод, что в октябре часто идут дожди, на земле появляется грязь, лужи, становится все холоднее (лужи затягиваются льдом).
Деревья. В парке теперь неприветливо, под ногами сыро, мокрые листья прилипают к сапогам. С большинства деревьев опала листва. Даже дуб не выдержал. Прочитайте стихотворение Н. Матвеевой «Дуб»:
Рассердился, дохнул
Ветер с высоты
И рывком
С дуба сдул
Все его листы.
Стали хорошо заметны плоды и семена. Красивы плоды бересклета: как розовые сережки висят на тонких нитях коробочки и в каждой черные точечки – семена. Черные плоды крушины птицы любят клевать зимой. Предупредите детей, что есть их нельзя. Найдите в парке другие плоды и семена.
Но некоторые лиственные деревья еще продолжают зеленеть. Загадайте загадку: «Какие деревья одеваются первыми, а раздеваются последними?» Отгадку дети найдут в парке. Это тополь и сирень.
Чтобы закрепить у детей знания о деревьях и кустарниках, проведите игры с листьями и плодами. Интересна игра «Кто больше запомнит». Нарисуйте на земле большой квадрат или прямоугольник, разделите его на клетки, в каждую положите лист, плод или семена разных деревьев. Предложите посмотреть и запомнить, что лежит в клетках, затем отвернуться и назвать предметы на память. Ответив, ребенок может проверить правильность своего ответа.
Когда дети освоят эту игру, ее можно усложнить: ребенок должен запомнить, какой предмет, где лежит (в левом углу, в правом нижнем, посередине и т.д.).
Может быть и такой вариант: «Кто запомнил все предметы?» Дети называют предметы в той последовательности, в какой они лежат.
Из плодов и семян можно сделать коллекцию «Семена и плоды деревьев и кустарников нашего леса». С семенами и плодами можно играть в игры «Путаницу», «Угадай по описанию».
Ноябрь
На участке просторно, далеко видно. Обойдите знакомые деревья. Пусть дети вспомнят форму зеленых листьев и цветки деревьев. Кое-где на обнаженных ветвях лежит снег. Скажите детям, что деревья приготовились к длительному отдыху. Напомните, что комнатные растения тоже отдыхают: амариллис, цикламен стоят в темном месте, у герани и фуксии подрезаны стебли. Остальные растения сейчас реже поливают.
По светло-серому стволу и черным шишечкам, которые висят на старых ветках, дети сразу узнают ольху. Рассмотрите ее веточки с длинными и короткими сережками. Скажите детям, что ольха уже приготовила цветы к зиме. Она зацветет раньше всех деревьев. Какие еще деревья цветут до появления листьев? Дети вспоминают, что сережки и шишечки, из которых свисали ярко-красные ниточки, видели весной на орешнике. Найдите орешник, рассмотрите сережки и закрытые шарики почек.
У березы сережки тоже готовы к весне, но они сейчас устремлены вверх. Значит, семена не созрели.
Информация по теме:
Исторические аспекты возникновения урока как организационных форм обучения
Можно было бы и дальше цитировать бесчисленное количество высказываний ученых характеризующих урок с различных сторон, с различных точек зрения. И все их авторы по – своему правы, ибо оценить такую сложнейшую систему, как урок, во всей её многогранности и многоаспектности через ракурс какой – либо ...
Стандарт образования
Государственный стандарт общего образования – совокупность норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, требования к уровню подготовки выпускников (обучающихся) всех ступеней общего образования, максимальный объем обязательной учебной нагр ...
Признаки агрессивного поведения
Существует много определений агрессии. Агрессия - это активная форма выражения гнева, которая проявляется через причинения ущерба человеку или предмету. Этому определению мы часто отдаем свое предпочтение, но есть и научное определение. Агрессия - поведение, целью которого является причинение боли, ...