У осины почки разной формы: одни заостренные, маленькие, другие округлые, крупные (цветочные). Покажите, как плотно и надежно они укрыты. Снимите с почки несколько рядов чешуек, и дети увидят небольшие, но уже пушистые сережки.
После таких наблюдений нетрудно будет сделать вывод, что раннецветущие деревья, такие, как осина, орешник, береза, ольха, уже подготовили свои почки к весне. Это еще раз подтверждает, что деревья осенью не погибают, а находятся в зимнем покое.
Листья рябины опали, и ярко-красные ягоды радуют глаз.
Декабрь
Наступила зима. Свежевыпавший снег придает всему окружающему праздничность: белые дорожки, обсыпанный первым снегом кустарник, припорошенные скамейки.
На прогулке расскажите детям, какие интересные игры и занятия ожидают их зимой. Скажите, что все люди любят русскую зиму и радостно ее встречают. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы»:
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Выпадет снега побольше – начинайте вместе с детьми собирать его в кучи, чтобы он уплотнился. Тогда в течение всей зимы у вас будет строительный материал, из которого можно будет резать лопатой кирпичи и строить снежные крепости. Вместе с детьми спланируйте места для будущих построек.
Особое внимание надо уделять воспитанию бережного отношения детей к кустарникам, цветнику и огороду. В этих местах нельзя играть и бегать, I чтобы не повредить отдыхающие растения. Порядок должен быть и у кормушки: аккуратно расчищайте дорожку, не оставляйте на кормушке старый корм.
Детей всегда интересует, не замерзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.
У деревьев есть защита от промерзания. Все лето откладывают они под кожицей ствола и веток особую ткань – пробковую. Она не пропускает из дерева ни воды, ни воздуха. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят холод.
У деревьев есть еще защита – пушистое снежное одеяло. Вспомните, как садовники укутывали молодые деревья рогожами, а теперь забрасывают их снегом.
После такого рассказа детям становится понятна пословица: «Спасибо мороз, что снегу нанес». Предложите утеплить снегом деревья на участке.
ЯНВАРЬ
Продолжайте наблюдения за изменением пути солнца, за тенью от столба в полдень. Дети заметят, что дни стали длиннее, а погода – холоднее. Начались сильные морозы. Познакомьте детей с народной пословицей: «Солнце – на лето, зима – на мороз». Теперь на одном месте долго не поиграешь: хочется бегать, двигаться. Есть такая пословица: «Мороз невелик, да стоять не велит».
Красив зимний пейзаж. Обратите внимание детей на большие сугробы снега, блестящие на солнце днем и при свете фонаря вечером. Вот как об этом времени года писал А.С. Пушкин:
…Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Срежьте веточку с какого-нибудь дерева и поставьте в теплую воду. Она не распустится очень долго. Проведите этот опыт позже, и результат будет тот же. И только в конце зимы срезанные ветки через несколько дней дадут молодые побеги. Следовательно, и во время покоя в растениях происходят какие-то жизненные процессы. Только зимой почки всех деревьев плотно закупорены, они пробковеют и не пропускают холодный воздух. Все промежутки в почечных чешуйках залиты клейким веществом.
Информация по теме:
Определение понятий «религиозное образование», «светская школа»
Так как само понятие «религиозного компонента» очень широко, возникает необходимость его точного определения. В общеобразовательных муниципальных школах существует множество предметов, где «религиозный компонент» присутствует как необходимый элемент. Сюда можно отнести историю, обществознание, исто ...
Метод экстремума потенциальной энергии
Применяя этот метод можно решать задачи статики, гидростатики, динамики вращательного движения, молекулярной физики и электростатики. Для решения задач на нахождение условия равновесия системы неободимо найти выражение для потенциальной энергии, продифференцировать его и, приравняв к нулю, решить о ...
Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях
интернатного типа
Рассмотрим социально-педагогическую деятельность социального педагога в детском доме. Целью социально-педагогической деятельности является социализация воспитанников детского дома. Эта цель может быть реализована путем выполнения различных задач. Деятельность социального педагога начинается с опред ...