Если говорить об успеваемости в школе учащихся, память во многом облегчает обучение, поэтому всё же нужно заметить, что развитая память сама по себе является интеллектуальной способностью человека. Память и интеллект идут параллельно, поэтому память всё же неотрывна от психических процессов и в том числе от мышления. Именно поэтому вид мышления и памяти зачастую совпадают. Мышление в этом возрасте тесно связано с памятью мыслит, значит – вспоминать, то есть запоминание сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям.
Так у младших школьников преобладающим является образное мышление, а следующим этапом является словесно-логическое, то же самое происходит и с памятью. Поэтому для развития памяти необходимо использовать методы и приемы с использованием наглядности, как опорой на характерной для этого возраста особенностью.
В конце младшего школьного возраста начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использования этого вида памяти, а так же к произвольной и опосредованной памяти.
Поэтому будет правильно, если сказать, что не бывает плохой памяти, если это не связано с патологией. Память можно улучшить с помощью специальных упражнений, улучшить память можно благодаря постоянному заучиванию стихотворений. Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух.
Подводя итог всему сказанному, нужно отметить, что в практике учителя существуют неограниченные возможности для творческого поиска новых форм и методов развития познавательных процессов учащихся, активизации учебного процесса.
Цель:
выявить преобладающий тип памяти.
Процедура исследования: Начинают с прочтения всех слов первого ряда (интервал три секунды), затем испытуемые записывают запомнившиеся слова. После десяти минут отвлечения от опыта показывают карточку со словами второго ряда (в течении тридцати секунд), записывают и отдыхают десять минут. Слова третьего ряда читают вслух, а испытуемые шепотом повторяют их и записывают. Через десять минут показывают карточки четвёртого ряд, которые затем зачитывают вслух. Учащиеся повторяют шепотом и “пишут” их в воздухе. Потом записывают.
для запоминания вслух |
При зрительном восприятии |
При моторно-слуховом |
При комбинированном |
Лист Ваза Море Дом Банк Гроза Книга Лес, мяч Шкаф |
Свеча Ночи Бревно Вода Глаз Год Река Заря, гриб Чашка |
Сено Шутка Слива Гусь Ягода Парта Жук Ветер Мед, заяц |
Луна Капля Белка Поле Марка Сыр Труба Пол Торт, спица |
Методика № 2
Цель:
выявить уровень развития опосредованной памяти.
Материал необходимый для проведения методики служит лист бумаги и ручка. Перед началом обследования испытуемому предлагается следующие слова.
Информация по теме:
Проблемное обучение и его роль в активизации мыслительной деятельности
В проблемном обучении процесс учения в определенной мере сближается с исследовательским процессом: самостоятельности мышления учащихся достигает в работе над решением задач все более высокого уровня. Именно благодаря развитию самостоятельности действия путем выполнения разного рода самостоятельных ...
Основные требования к проведению занятий в соответствии с ФГТ
1. Создание четкой программы занятия, направленных на развитие качеств ребенка, определенных в десяти образовательных областях «Здоровье», «Познание», «Физическая культура», «Труд», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литерат ...
Основное содержание умений, интеллектуального компонента культуры
умственного труда и способы их формирования
Уровень культуры умственного труда школьников определяет все стороны и результаты обучения: качество формируемых знаний и умений; познавательную активность учащихся и развитие их мышления, творческих сил; производительность учебного труда и зависящий от неё уровень учебной нагрузки; эффективность и ...